Экономические потрясения 2022 г. привели к значительным изменениям на финансовом рынке, тем самым сделав очевиднее проблему с отсутствием компаний, действующих в пласте ставок от 40% до 80%. В результате количество «невостребованных» клиентов, которые не могут пройти скоринг у банков и при этом психологически не готовы платить по ставкам выше 100%, продолжает расти.
Для понимания ситуации и причин обратимся к структуре финансового рынка по пластам ставок. Можно выделить пять значимых сегментов в рамках тех ставок, которые сейчас существуют на рынке.
Основной сегмент представляют банки, которые выдают займы по ставкам до 34% годовых. Это ипотека, потребительские кредиты, кредитные карты и POS-кредиты. Выдавать кредиты по более высоким ставкам банки не могут из-за ограничений полной стоимостью кредита (ПСК).
Вторыми можно выделить беззалоговые МФО, ставки которых начинаются от 100% годовых. Разброс значительный: от 329% до 345% годовых по среднесрочным займам (IL) и вплоть до 365% годовых по займам «до зарплаты» (PDL). Далее включаются законодательные ограничения.
Высокие процентные ставки в сегменте МФО объясняются работой с менее благонадежным клиентом, а также отсутствием доступа к дешевому финансированию от ЦБ. Для развития бизнеса МФО вынуждены привлекать инвестзаймы у физических и юридических лиц, самые крупные решают эту проблему выпуском облигаций и могут себе позволить банковские кредиты. Таким образом, стоимость привлечения денег у них выше на 5-10% в сравнении с банками, и это напрямую отражается на размере кредитной ставки.
К третьим отнесем залоговые МФО, которые выдают займы по ставке в пределах 80% годовых. Это кратно ниже, чем у беззалоговых компаний. Стоимость фондирования в структуре цены продукта у залоговых МФО такая же, как у беззалоговых МФО, но риски невозврата ниже, так как каждый заем на 200% обеспечен залогом. Залоговые займы в России предлагают всего несколько компаний. Первой на этот рынок вышел финтех-сервис CarMoney. CarMoney выдает заем под залог автомобиля, при этом транспортное средство остается в собственности и пользовании своего владельца. Позже, увидев преимущества залоговой модели, аналогичный продукт стали предлагать и другие игроки. Например, «Лайм Займ», «Центрофинанс», CashDrive, есть он и в линейке «Быстроденьги».
Далее отметим аффилированные с банками МФО. Они начинают осваивать сегмент ставок на уровне чуть выше 30%. Их пока совсем немного. Такая компания, с одной стороны, получает доступ к дешевым банковским деньгам, а с другой — не имеет банковских ограничений ПСК. Ставка чуть выше 30%, по сути, говорит о том, что заемщик не может подтвердить свою платежеспособность, а это риск, который перед кредитором надо компенсировать, и желательно не только ставкой. В идеальном случае это залог.
Завершают пятерку основных игроков ломбарды. Участники этого рынка могут позволить себе ставку в 70-90% годовых лишь по некоторым продуктам, в среднем по рынку ставки также уходят за 100%. Помимо рисков в ставку закладывается стоимость фондирования, и в этом сегменте она еще выше: ломбарды по закону не могут привлекать средства от физлиц (в отличие от МФО), банки их не кредитуют. В 90% случаев залогом для ломбардов служат ювелирные изделия, суммы под такой залог выдаются в основном небольшие, а изделие хранится в сейфовой ячейке ломбарда.
Стать ближе к потребностям клиента и работать в незанятом пока сегменте ставок от 40% до 80% имеют потенциал залоговые МФО и аффилированные с банками МФО. Если со вторыми все понятно, то на залоговые МФО стоит посмотреть внимательнее. Наблюдая за участниками сектора и компаниями залогового сегмента, в частности, видны большие перспективы залогового сегмента по ряду причин. Во-первых, по разным оценкам в России зарегистрировано около 50 млн автомобилей, из них в залоге находится не более 8 млн. То есть возможность роста с точки зрения достаточности залоговой массы явная. При этом интерес заемщика как раз в том, что машина остается у него в пользовании: если это единственный автомобиль, который выступает средством заработка, продать его для получения наличных денег не всегда возможно. Во-вторых, бизнес-модели залоговых финтех-сервисов жизнеспособны, в том числе, в условиях кризиса. Этому способствует высокая скорость выдачи займа: если задача получить деньги за полчаса, и нужно не 20-30 тыс. рублей, а, скажем, миллион рублей, то другой опции нет. К тому же у залоговых моделей не падает качество кредитного портфеля, так как каждый заем обеспечен залогом, при этом коэффициент залогового покрытия коррелируется со стоимостью автомобиля.
Что же сдерживает потенциал залоговых МФО работать по ставкам ниже 80% годовых, в которых сейчас они работают? Первая причина — отсутствие доступа к дешевому фондированию ЦБ, как у банков. Залоговые МФО могут привлекать инвестзаймы, банковские кредиты или размещаться в секторе высокодоходных облигаций, но стоимость этих ресурсов несопоставима со стоимостью денег для банков.
Вторая причина — норматив достаточности капитала со стороны регулятора, который обязаны соблюдать все участники кредитного рынка. Это способность кредитной организации покрыть финансовые потери за свой счет, а не в ущерб клиентам. Для МФО это очень ограничивающий фактор. Тем не менее, видно, что отдельные игроки двигаются в новом направлении снижения этого норматива. Например, финтех-сервис CarMoney в начале года провел закрытый инвестиционный раунд на платформе Rounds, в ходе которого привлек 225 млн рублей акционерного капитала.
Подводя итог: для прорывного толчка к новому сегменту ставок с целью открытия возможностей работы с «потерянным» клиентом может быть либо поиск стратегического инвестора, либо новых форматов привлечения инвестиций в капитал компаний, что позволит иметь более дешевое фондирование. Это снимает давление на капитал и позволяет полноценно выходить в сегмент ставок 40-80%, кратно нарастив объемы выдачи. Конечным бенефициаром станет клиент, который получит доступ к широкой линейке альтернативных кредитных инструментов.