МФК «Лайм-Займ» дебютировала на российском рынке высокодоходных облигаций (ВДО) в качестве эмитента в 2021 г. О том, кто размещает облигации на Московской бирже, кто их покупает, а также каковы дальнейшие пути развития компаний-эмитентов, — в бизнес-мнении финансового директора компании «Лайм-Займ» Евгении Кукуевой.
Объемы размещений на Московской бирже в 2021-2023 гг.
Ни для кого не секрет, что в первой половине 2022 г. — в период достаточно существенной неопределенности — объемы размещений на Московской бирже (по данным Банка России и самой Мосбиржи) были крайне небольшими: в I квартале 116 млрд рублей составляли региональные облигации и ОФЗ, 83 млрд рублей — корпоративные облигации; во II квартале корпоративные облигации были размещены в объеме 172 млрд рублей. В тот момент и эмитенты, и инвесторы пребывали в состоянии осмысления происходящей ситуации и поиска ориентиров, куда двигаться дальше.
В III-IV кварталах 2022 г. компании, перестав иметь в своем арсенале источники привлечения средств за рубежом, обратились в том числе к размещению облигаций на Московской бирже. Согласно открытым данным, объемы размещения корпоративных облигаций на торговой площадке в III квартале составили 953 млрд рублей, в IV квартале — 1 374 млрд рублей. С того момента они сохраняются на достаточно высоком уровне.

Сектор ВДО: динамика размещений и эмитенты
Что касается сектора высокодоходных облигаций — тренд совпадает с общим, и в 2023 г., по данным Московской биржи, объемы размещений также существенно растут. Так, если во II квартале 2022 г. объем первичного рынка ВДО составлял 0,9 млрд рублей, то в аналогичном периоде 2023 г. он вырос до 16,7 млрд рублей. Здесь стоит подчеркнуть, что спрос со стороны частных инвесторов на ВДО довольно высок.

По данным Cbonds за девять месяцев 2023 г., в топ-5 эмитентов рынка ВДО входят:
- компании, занимающиеся строительством зданий (28,3%, объем размещений — 31 млрд рублей);
- микрофинансовые компании (13,7%, объем размещений — 15 млрд рублей);
- компании, занимающиеся лизингом и арендой (12,1%, объем размещений — 13 млрд рублей);
- представители сектора оптовой торговли (7,5%, объем размещений — 8 млрд рублей);
- представители машино- и приборостроения (6,6%, объем размещений — 7 млрд рублей).
Поскольку МФК «Лайм-Займ» является представителем отрасли, входящей в топ-5 по объемам размещений, хочется подробнее остановиться на трендах в сфере МФО.
Ввиду уровня кредитных рейтингов и специфики отрасли микрофинансовые компании относятся к сектору высокодоходных облигаций. Эмитентов достаточно много, их количество постепенно растет: большинство дебютов, «Лайм-Займа» в том числе, пришлось на 2021 г., только по одной новой МФО вышло на рынок ВДО в 2022-2023 гг. Если говорить об объемах размещения, большая часть пришлась на 2021 г., часть выпусков была погашена. В целом топ-5 компаний сектора обеспечивают более 70% всего объема в обращении (по данным на 30 сентября 2023 г.). Безусловно, следует сделать оговорку, что в октябре-ноябре этого года также были новые размещения, включая четвертый выпуск облигаций «Лайм-Займа» в объеме 500 млн рублей, который на текущий момент распродан на 99%.

Кредитный рейтинг эмитентов в секторе ВДО
Компании небольшой капитализации, заинтересованные в привлечении заемных средств на публичном рынке, обращаются к рейтинговым агентствам для получения независимой оценки, которая является важной характеристикой для инвесторов.
Если смотреть на кредитные рейтинги эмитентов ВДО, разместившихся в течение девяти месяцев 2023 г., в основном это уровень B и выше. С точки зрения объема размещений чуть меньше половины приходится на эмитентов с рейтингом BBB (44%, или 18,1 млрд рублей), вторая большая составляющая — BB (41%, или 16,9 млрд рублей). Также есть размещения с рейтингом B (13%, или 5,4 млрд рублей) и одно размещение эмитента без кредитного рейтинга (2%, или 0,9 млрд рублей).
Что касается эмитентов ВДО, то в целом агентства достаточно позитивно настроены к участникам рынка, что подтверждается преимущественно положительными рейтинговыми действиями в течение девяти месяцев 2023 г.

Приток в сектор частных инвесторов
Количество физических лиц, являющихся клиентами Московской биржи, растет. Причем это касается как инвесторов, у которых просто открыт брокерский счет, так и их активной части — тех, кто непосредственно совершает сделки в течение месяца. В 2023 г. Московская биржа отмечает рекордный приток клиентов: на 30 сентября инвесторами являются 26,8 млн человек, при этом 3,4 млн человек совершали сделки в течение месяца.

В среднем в секторе ВДО 10% владельцев облигаций — это частные инвесторы. У МФК «Лайм-Займ» доля частных инвесторов в облигациях составляет порядка 70%. В целом можно сказать, что сектор ВДО и конкретно наша компания имеют большой кредит доверия со стороны частных инвесторов.
Безусловно, одну из главных ролей в привлечении денежных средств физлиц играет премия за риск. В начале 2023 г. G-спред (показывает разницу между доходностью облигаций компаний сектора ВДО к облигациям ОФЗ на соответствующей дюрации) был достаточно высоким и в течение года сокращался.

Что дальше?
Анализируя тенденции микрофинасовой отрасли и рынка ВДО, можно дать достаточно позитивный прогноз касательно того, что эмитенты высокодоходных облигаций — это потенциально те компании, которые смогут выйти на рынок IPO. В уходящем году был первый дебют, и с большой долей уверенности можно сказать, что это не последняя такая история, поскольку выход на новый рынок является одной из логичных вех развития компаний-эмитентов.
