Об итогах на рынке стеклотары в 2022 г. и прогнозах на 2023-й рассказывает Антон Мор, генеральный директор ООО «Сибирское стекло» (актив РАТМ Холдинга).
Очевидно, на ситуацию повлияла внешнеэкономическая конъюнктура. Со II квартала 2022 г. для наших производителей ввели ограничения на экспорт тарного стекла в государства Евросоюза. Звучали мнения, что это, вероятно, спровоцирует перенасыщение внутреннего рынка и как ответную реакцию — снижение выпуска стеклянной упаковки. Параллельно начал действовать запрет на ввоз в РФ спиртного, породив предположения о предстоящем дефиците алкогольной продукции в стране. Однако отечественные предприятия взяли курс на импортозамещение и, по данным Росстата, увеличили розлив пива на 3%, а водки — на 7,7%. Таким образом, не отгруженная на Запад стеклотара оказалась востребована здесь, а также в Армении и Азербайджане. Как следствие, производство бутылок в уходящем году, в сравнении с предыдущим, вырастет на 8% — до 13 млрд штук. Есть все основания считать, что в 2023 г. с конвейеров их сойдет не меньше, чем в рекордном 2014-м — 14 млрд единиц. Доля российских изделий в сегменте стеклотары сейчас составляет 100% и в обозримом будущем не изменится.
Кроме того, спрос на нее стимулируют розничные покупатели. Так, молодое поколение отказывается от крепких напитков, предпочитая слабоалкогольные. Причем объем потребления последних на человека несколько больше и каждая условная «порция» имеет индивидуальную упаковку. Если говорить о пиве, то чаще всего — стеклянную.
Свою роль играет и экологический фактор. Во всем мире граждане и представители корпоративного сектора стремятся использовать утилизируемые упаковочные материалы, и Россия в этом смысле не исключение. Люди делают выбор в пользу стекла, поскольку оно подлежит переработке бесконечное количество раз, а также наилучшим образом сохраняет вкус и характеристики содержимого. Тем более, разница в стоимости ПЭТ и стеклянной тары сократилась. Многие компании, расфасовывающие в ПЭТ, например, витаминные сиропы и т.д., уже обращаются на «Сибстекло», чтобы оценить возможность перейти на стеклянные емкости.