Тем, кто следит за рынком металла в России, хорошо известно, что мировые цены на этот товар в последние годы не отличаются постоянством. Если в 2020 г. котировки росли по причине дефицита сырья на международных торговых площадках, что в свою очередь порождало спекулятивный рост стоимости металла на внутреннем рынке, то в 2022 г. из-за санкций, наложенных на российских металлургов, его цена снизилась практически в два раза.
В августе-октябре 2021 г. стоимость 1 тонны металла составляла 105-115 тыс. рублей. В августе-сентябре этого года — уже 52-60 тыс. рублей.
При этом существенное влияние на стоимость металла в России по-прежнему оказывает мировой рынок, в частности, китайский, так как КНР является крупнейшим производителем металла в мире. Когда рубль стал укреплять позиции по отношению к доллару, юаню, евро, то получается, что и без того дешевый металл стал еще дешевле. А заградительные антидемпинговые пошлины, действующие сейчас в отношении импорта китайского металла в Россию, стали бесполезны с точки зрения тех цен, которые были ранее у металлургов, что фактически вынудило последних эти цены снижать.
Но даже стоимость металла в диапазоне 50-60 тысяч рублей за тонну, по сути, дает металлургам рентабельность свыше 50%. Словом, российские производители не слишком проиграли от снижения, поскольку не опустили цены, что называется, до нижней планки. Если сравнивать наш рынок с китайским, то там стоимость тонны металла составляет порядка 37 тысяч рублей (в эквиваленте). В любом случае наши цены значительно выше — на то есть антидемпинговые пошлины.
Так что административное давление, которое оказывалось на металлургическую индустрию со стороны правительства по снижению цен на металл, было даже не основным фактором, из-за которого металлурги пошли на это. Они больше ориентировались на мировой рынок и на стоимость валют.
Для промышленников столь кардинальное снижение цены на сырье, безусловно, открыло новые возможности.
Можно смело предположить: если рубль в 2023 г. будет находиться по отношению к доллару, юаню и евро в том же диапазоне, что и сейчас, то эти цены также сохранятся. В противном случае российский потребитель начнет пароходами, поездами и автомобилями везти металл из Китая.