Надо больше хорошего

А плохого, соответственно, меньше.

Все мы (и портал Boomin, и инвесторы, и организаторы) очень много пишем о дефолтах, но так мало вспоминаем хорошие кейсы... А надо бы чаще (чтобы не сойти с ума).

Речь не просто про те компании, которые исполнили свои обязательства в срок (это, вроде как, само собой разумеется: взял в долг — вернул с процентами вовремя). А про компании, которые смогли максимально рационально и эффективно распорядиться средствами инвесторов и показали отличные финансовые результаты. 

Почему это важно? Потому что надо помнить для чего вся эта суета с инвестициями в средний и малый бизнес: это не только про высокий риск и высокий доход. Это еще и про повод для инвесторов немного гордиться собой. Вместо классического «смотри сынок, это здание строил твой батя со своим стройотрядом», появляется новый тезис — «а эту компанию твой батя когда-то рублем поддержал, а она эвона как взлетела. Лепота». Может быть, поэтому такой популярностью пользуются облигации девелоперов, «Самолета», «Брусники», ПИКа: дом можно не строить, достаточно родить сына, посадить дерево и инвестировать в застройщика, чтобы потом видеть, как компания-заемщик растет на глазах.

Из наших эмитентов (к организации выпусков которых прямое отношение имеет «Юнисервис Капитал») это все вполне применимо, например, к «Грузовичкоф». Уже 4 года прошло с момента их дебюта на бирже. Три выпуска успешно погашены, два в обращении, компания за это время провела реорганизацию, поменяла стратегию развития и полностью перешла на модель агрегатора — владельца франшизы. В 2022 году компания заключила стратегическое партнерство с банком ТКБ. Вернется ли эмитент на рынок с новыми размещениями — вопрос пока открытый. Но то, что «Грузовичкоф» успешно шагает по стране — факт.

Отрада для частных инвесторов — сельхозпроизводители. Соль земли и все такое. Не все, конечно, есть и те, кто с душком (но сегодня не о них). В числе тех компаний, чья продукция радует нас на полках магазинов и заставляет гордиться «соучастием» в их развитии — «Голдман групп» и отдельные эмитенты из числа компаний, входящих в холдинг.

Национальное IT-достояние — «Позитив Текнолоджиз» (к нам не имеет отношения, но все заслуживает упоминания) или лидер в нескольких сегментах доставки — СДЭК (наш клиент и партнер). Конечно, применительно к ним трудно сказать, что они выросли «благодаря средствам инвесторов». Но чувствовать сопричастность к развитию большой компании нам никто не запретит.

Аналогично с «Феррони» — группа компаний работает с множеством банков, является получателем различных субсидий в рамках ТОРов и записать себе в актив их успехи (от пока одного небольшого в масштабах компании выпуска облигаций) было бы некорректно. Но тем не менее, у нас есть возможность участвовать в реализации маленького чуда: трансформации импортера готовых дверей из Китая (с чего начинался бизнес) в высокотехнологичного производителя и крупнейшего экспортера на мировом рынке дверей. Компания выстраивает собственную производственную цепочку — не просто сборки, а именно производства всех комплектующих для готового изделия. Пока эта задача не полностью реализована, но стратегия развития предусматривает, что уже в скором времени всем набившие оскомину слово «импортозамещение» заиграет совсем другими красками и превратится в осязаемую реальность. Очень скоро, кстати, нам представится еще один шанс поддержать их рублем.

Радуют эмитенты, чей бизнес демонстрирует то самое «устойчивое развитие». «Сибстекло» с переработкой вторсырья и внедрением технологий снижения энергопотребления, «Ламбумиз», использующий правильное сырье и сортирующий отходы... Впрочем, эта тема хорошо раскрыта авторской колонки Алексея Антипина в энциклопедии ESG.

В общем, успешных (по-настоящему успешных) кейсов на рынке много. И вспомнить про них иногда все же стоит, потому как речь не только о деньгах, но и о той самой гордости за объект инвестиций. Ну, и чтобы не сойти с ума.

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner
banner