О том, что такое промышленный подход к определению экологичной тары, — в бизнес-мнении генерального директора ООО «Сибирское стекло» Антона Мора.
Какую упаковку для продуктов можно назвать экологичной? На первый взгляд, очевидно. Ту, которая сделана из натуральных компонентов и хорошо защищает содержимое от порчи, сохраняя его потребительские характеристики. Однако ответ не исчерпывающий. При переходе к экономике замкнутого цикла упаковка должна быть перерабатываемой. Кроме того, решения, предлагаемые производителем, и его усилия для ограничения эмиссии углекислого газа в процессе изготовления собственной продукции тоже являются немаловажным показателем экологичности. То есть, составляющих несколько. Два из них — неотделимые свойства стекла, и, казалось бы, любую бутылку можно украсить значками «био» или «органик». Что, к слову, сильно отдавало бы популизмом. Наша тара будет экологичной, когда доля стекольных отходов в составе сырьевой смеси достигнет 80%. Надеюсь, в следующем году. Сегодня данный показатель равен 30% для бесцветной бутылки, а для коричневой (примерно половина в общем объеме стеклоизделий) — 50%. Например, уже в декабре мы использовали более 7 тыс. тонн стеклобоя, тем самым сэкономив за один месяц около 8,5 тыс. тонн минеральных ресурсов.
Параллельно сократили плечо доставки сырья, в результате — транспортный след. Так, с 2022 г. компания начала применять сибирский песок вместо кварцевого с незначительным содержанием железа, который закупали в европейской части России. На заводе его обогащают до соответствия требованиям стекловаренного производства. В настоящее время в стекольных комплексах применяют в основном песок из Томской и Новосибирской областей.
Еще на «Сибстекле» следуют тренду на облегчение упаковки. В том числе благодаря этому мы повышаем «рядность» на поддонах. В результате клиенты увеличивают загрузку автомобильных фур и количество рейсов, уменьшая, как и мы, выбросы СО2 в цепочке поставок. Запустив серийное производство тары с рекордно низким весом — 235 граммов — для AB InBev Efes, в течение года облегчили стандартную пивную бутылку NRV на 10 граммов. С помощью этикеток региональные производители адаптируют ее для разных брендов.
Понятие экологичности в отношении упаковки становится комплексным. Чтобы она считалась таковой, необходимо учитывать всё больше критериев, работать в нескольких направлениях, распространяя связанные с этим ценности на смежные сферы.