Как госконтроль МФО поможет сектору стать прозрачнее и лучше

С 1 июля вступил в силу новый Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». От предыдущего его отличают новые виды контрольно-надзорных мероприятий, риск-ориентированный подход и появление профилактических мероприятий как механизма предотвращения правонарушений. Закон коснулся в том числе микрофинансовых и профессиональных коллекторских организаций. О том, чем новые рамки закона могут быть полезны МФО, рассказал директор Департамента по правовым и корпоративным вопросам МФК «Лайм-Займ» Андрей Дегтярев.

О госконтроле МФО и его функциях

Государственный контроль — это деятельность государственных органов на предмет выявления, предупреждения, пресечения нарушений обязательных требований, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами. Госконтроль регулируется соответствующим законом, который был принят в 2020 г. в рамках «регуляторной гильотины». Самое важное, что появилось благодаря новому закону и что важно учитывать МФО в своей деятельности:

  • новый риск-ориентированный подход, согласно которому все организации делятся по категориям риска, и в соответствии с присвоенной категорией контролирующие органы проводят контрольно-надзорные мероприятия (КНМ);
  • появился широкий перечень профилактических мероприятий, которые предшествуют КНМ — они направлены на предотвращение нарушений законодательства и позволяют сократить количество дел о привлечении контролируемых лиц к административной ответственности.

Проще говоря, задача закона состоит в первую очередь в профилактике правонарушений, которые организации — в том числе микрофинансовые и коллекторские — могут допустить в своей деятельности.

Категории риска и сферы госконтроля МФО

В законе о госконтроле установлены шесть категорий риска, которые могут быть присвоены организации: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Порядок отнесения релевантен тому потенциальному ущербу, который МФО может причинить в каждой из сфер контроля. Чем тяжелее нарушение и чем чаще оно происходит, тем, соответственно, более высокую категорию риска может получить компания.

В зависимости от категории риска установлена периодичность плановых мероприятий и их перечень. Все КНМ, а также профилактические мероприятия в виде профилактического визита и предостережения в отношении конкретного поднадзорного лица, отражаются в Едином реестре КНМ. Если какое-то мероприятие не фигурирует в данном перечне, его проведение незаконно.

На сегодня участники микрофинансового сектора уже сталкивались и продолжают сталкиваться, пожалуй, с четырьмя наиболее актуальными блоками госконтроля: в области защиты прав потребителей (госконтроль осуществляет Роспотребнадзор), в области персональных данных (контролирующий орган — Роскомнадзор), в области рекламы (ФАС) и в области трудового законодательства (Государственная инспекция труда). Но, если с этими видами госконтроля МФО живут уже давно, то госконтроль в сфере взыскания — это новый вид наблюдения за компаниями, который начал действовать только с февраля 2024 г.

Ранее госконтроль в области взыскания просроченной задолженности физических лиц осуществлялся ФССП исключительно в отношении коллекторских организаций. Но в связи с изменением 230-ФЗ и утверждением положения о госконтроле в декабре 2023 г. теперь госконтроль коснется тех МФО, которые осуществляют взыскание просроченной задолженности определенными способами — непосредственным взаимодействием (с заемщиком общается человек или автоматизированный интеллектуальный агент) и направлением сообщений по номеру телефона, через электронную почту или уведомлений на портале государственных услуг.

Плановое контрольно-надзорное мероприятие в рамках госконтроля в сфере взыскания для МФО одно — это выездная проверка. В зависимости от категории риска, к которой отнесена конкретная МФО, определяется периодичность проверок: высокий риск — один раз в два года, значительный риск — один раз в три года, средний риск — один раз в четыре года. В отношении МФО, которые отнесены к низкой категории риска, плановая выездная проверка не проводится.

Госконтроль и административное правонарушение: казнить нельзя помиловать?

В 2022 г. в силу вступила норма ч 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, в соответствии с которой, если административное правонарушение состоит в несоблюдении требований, оценка соблюдения которых является предметом госконтроля, привлечение к админответственности возможно, во-первых, только если есть один из поводов (непосредственное обнаружение должностными лицами контрольного органа, получены сведения из другого органа, либо поступили сообщения граждан и юрлиц), во-вторых, только по результатам проведения внепланового КНМ.

По постановлению Правительства РФ от 10 марта 2022 г. №336 на период 2022-2024 гг. внеплановые КНМ имеют очень ограниченный перечень оснований к проведению. Список достаточно объемный, но можно выделить два основных для МФО — это угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан и срабатывание индикаторов риска, которые каждый госорган устанавливает самостоятельно. Отмечу, что для МФО в области государственного контроля за взысканием просроченной задолженности индикаторы риска пока не установлены.

Соответственно, механизм привлечения МФО к административной ответственности по результатам проведенного КНМ выглядит так: если есть повод, необходимо провести внеплановое контрольно-надзорное мероприятие. Если по его результатам выявлено нарушение обязательных требований, следует привлечение компаний к ответственности. При этом, если привлечение к административной ответственности состоялось по результатам госконтроля, контролируемое лицо может воспользоваться некоторыми льготами.

Во-первых, оплатить штраф со скидкой 50% (ч. 1.3.-1 ст. 32.2 КоАП РФ). Во-вторых, заменить штраф на предупреждение, если привлечение происходит в первый раз (ст. 4.1.1 КоАП). В-третьих, МФО должна иметь в виду, что множественность наказаний и дробление нарушений на разные эпизоды отсутствует (ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ).

При этом привлечение к административной ответственности по результатам проведения КНМ несет и риски в части возможности ограничить МФО в использовании одного или нескольких способов взаимодействия — в виде личных встреч, телефонных переговоров и сообщений — до 30 дней.

Лучший способ предотвращения нарушений — профилактика

Как уже говорилось ранее, цель принятого закона о госконтроле — защита бизнеса, предотвращение правонарушений и следующих за ними санкций. Для этого госорганы должны проводить профилактические мероприятия и оставаться на связи с контролируемыми компаниями. Хочется сделать акцент на двух мероприятиях: на объявлении предостережения и профилактическом визите.

Как только госорган получает сведения о каких-либо возможных нарушениях законодательства либо о том, что такое нарушение готовится, он сразу же объявляет предостережение. Очень важно внимательно изучить и оценить то, что там написано. Если у компании есть обоснованные возражения, однозначно рекомендую их подать в контролирующий орган, поскольку дальше эти предостережения госорган учитывает для проведения либо профилактических, либо уже контрольно-надзорных мероприятий. Игнорировать предостережение однозначно не стоит.

Профилактический визит не имеет отношения к потенциальным нарушениям. Когда компания приступает к какой-либо деятельности, которая подконтрольна требованиям законодательства или отнесена к категориям риска от значительного и выше, госорган проводит профилактические визиты. Данная мера направлена на предотвращение дальнейших нарушений, поэтому во время визита не может быть вынесено никакого представления на устранение недостатков: задача инспектора — проинструктировать вас, а не провести полную проверку и наказать за недочеты и грубые нарушения.

И профилактический визит, и предостережение — это обязательные профилактические мероприятия. То есть, независимо от вида госконтроля, от того, каким госорганом он осуществляется, эти мероприятия предусмотрены соответствующими положениями. Что касается остальных мер — я бы обратил внимание на консультирование. Каждый госорган, осуществляющий госконтроль, обязан консультировать по предмету этого контроля. Глубина консультирования и иные его аспекты также устанавливаются соответствующим положением о госконтроле.

Резюме

Закон о госконтроле и нормативно-правовая база вокруг него необходимы, чтобы проводить профилактику возможных правонарушений, а также защищать интересы не только конечного пользователя, то есть клиентов МФО и ПКО, но и бизнес. На данный момент в отрасли еще не так много практики и реализованных кейсов взаимодействия в рамках механизма госконтроля, чтобы в полной мере оценить его пользу, сильные и слабые места. Однако уже сейчас понятно, что принятые меры были внедрены своевременно и в связи с имевшейся в этом потребностью. Остается только надеяться, что правоприменение норм о государственном контроле будет соответствовать не только букве, но и духу этого закона, что, несомненно, положительно отразится в том числе на микрофинансовой отрасли.

Биржевые компании

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку