О том, как специфика региональных рынков влияет на конкурентоспособность производителя стеклотары, — в бизнес-мнении Антона Мора, генерального директора ООО «Сибирское стекло» (актив РАТМ Холдинга).
Поскольку концентрация населения в европейской части РФ в разы выше, чем за Уралом, там размещены основные мощности по производству напитков (около 90%. — прим. ред.), как следствие, и стеклотарных предприятий. Таким образом, водочной бутылки, а также стандартной пивной, да и тарного стекла сложных форм там требуется много. То есть каждый производитель стеклотары может обеспечить себя заказами, сосредоточившись исключительно на выпуске какой-то одной номенклатуры, и обходиться без перенастройки технологических линий в течение длительного времени.
В центральной и южной России находится и большинство освоенных месторождений для стекловарения (кварцевого песка, кальцинированной соды, доломита и т.д.). С учетом данных факторов и формируется структура себестоимости стеклоизделий.
У «Сибстекла», расположенного в СФО, другие условия, которые стимулируют к поиску решений, нивелирующих объективные трудности. В том числе речь идет о длинном плече доставки материальных компонентов, предполагающем существенные затраты. И потому стремимся использовать альтернативные источники сырья — оптимизируем маршруты и сокращаем свой транспортный след. Например, изучив свойства томского песка, начали обогащать его и заместили им привозимый ранее из регионов средней полосы.
Целевым рынком для нас является Сибирь и Дальний Восток — огромная территория РФ, где проживает всего лишь пятая часть россиян. Соответственно, производителей, расфасовывающих свою продукцию в стеклянную упаковку, здесь относительно немного.
И почти все они сотрудничают с «Сибстеклом». Для сохранения лидерства мы должны быть гибкими — удовлетворять спрос на различную тару, не ограничивая ассортимент.
Это приводит к необходимости частой переналадки оборудования при переходе с выпуска одного типа стеклоизделий на другой. Чтобы свести к минимуму временны́е потери, повышать эффективность производства, сдерживать рост цен на стеклотару, мы последовательно снижаем ее вес (при сохранении номинального объема и прочностных характеристик), тем самым увеличивая скорость стеклоформующих машин. Причем в соответствии с принципом рационального природопользования расходование сырья и энергии не увеличивается. Поясню: из одной тонны стекломассы можно сделать менее 3 тыс. 350-граммовых бутылок, какие завод поставлял в 2015 г., или 4,2 тыс. суперлегких. Проект с условным названием «Самая легкая бутылка» реализуем совместно с компанией AB InBev Efes. Рекордно низкого веса — 235 граммов — добились благодаря конструктивным решениям, разработанным на «Сибстекле». В результате получили продукт с добавленной ценностью: применение такой упаковки позволит партнерам уменьшить выбросы СО2 в цепочке поставок стеклотары, что поможет достичь целей устойчивого развития.