Опубликован анализ ключевых показателей микрофинансовых организаций за 2022 год. Об основных трендах отрасли в бизнес-мнении финансового директора «Лайм-Займ» Евгении Кукуевой.
По данным Банка России, в прошлом году портфель микрозаймов достиг 364 млрд руб., что на 11% больше, чем в 2021 году. Средний размер займа, выданного физическим лицам и самозанятым в IV квартале 2022 года, составил 12,7 тыс. руб.
За счет дистанционных каналов выдач займов PDL (на срок до 30 дней и сумму до 30 тыс. руб.) и IL (на срок более 30 дней либо на сумму свыше 30 тыс. руб.) доля онлайн-займов выросла с 52% до 66%. Т.е. лишь около трети займов выдавалось в офисах МФО.
Доля займов, просроченных более чем на 90 дней, стабилизировалась на уровне 35%. Просроченная задолженность по новым займам в течение года снижалась благодаря ужесточению стандартов выдач.
Объем привлеченных МФО средств снизился за год на 22%, до 90 млрд руб. Компании стали брать меньше кредитов в банках, но одновременно продолжили размещать облигации. Так, на конец 2022 года в обращении были ценные бумаги на 14 млрд рублей. Из них 57% имеют физические лица, 23% — нерезиденты.
Чистая прибыль и рентабельность МФО в 2022 году показали положительную динамику за счет увеличения доли займов с высоким размером полной стоимости кредита (ПСК) и роста доходов от продажи дополнительных услуг.
«В отрасли действует эффект масштаба: рентабельность растет с увеличением размера портфеля. Во многом это зависит от возможности организовать онлайн-каналы продаж, что могут себе позволить технологичные участники», — сообщает Банк России в своем обзоре.
С развитием трендов в отрасли, отмеченных регулятором, можно согласиться. Портфель микрозаймов действительно вырос, и связано это в первую очередь с увеличением спроса на займы в феврале-марте 2022 года, когда Банк России установил ключевую ставку на уровне 20% годовых. Разница между стоимостью микрозайма и банковского кредита сильно сократилась. Кроме этого, банки временно ужесточили свою скоринговую модель, поэтому клиенты стали чаще обращаться в МФО.
Рост ключевой ставки также стал одной из причин, по которой МФО снизили объем банковского финансирования в 2022 году. Вместе с тем, многие компании привлекали инвестиции с помощью облигаций. Например, «Лайм-Займ» разместил в IV квартале выпуск облигаций на 500 млн рублей, основные держатели которого – частные инвесторы.
Действительно рентабельность у компаний, выдающих преимущественно онлайн-займы, выше. Доступность сервиса в режиме 24/7, высокая скорость обработки заявки, удобный личный кабинет для клиента — это одно из конкурентных преимуществ финтех-компании. Сильный ИТ-блок и собственные разработки позволяют в течение нескольких секунд определить скоринговый балл заемщика и вероятность дефолта, а также одобрить и выдать заем. Таким образом, активное внедрение цифровых решений повышает операционную эффективность бизнеса.