Теория и практика финансового анализа компаний. Часть 1.
Отчетность большинства компаний, включая эмитентов ВДО, представляет интерес для анализа только если это отчетность по МСФО, заверенная аудиторами. Или если это отчетность по РСБУ, раскрытая в рамках ежеквартальных отчетов. В остальных случаях отчетность не будет информативной, но, тем не менее, провести ее анализ для принятия инвестиционных решений надо.
Иллюстрация: unsplash.com

К настоящему моменту разработаны уже тысячи методик оценки финансового состояния компаний, от признанных зарубежных эталонов, описанных во многих учебниках, до разработок отдельных специалистов и банков, включая Сбербанк. Есть методика от boomin.ru ;)

Однако все они основаны на простом анализе абсолютных и относительных показателей. Выбор показателей, их веса, а также расчет некоторых относительных показателей и отличает все модели, но, на самом деле, принципиальных отличий нет.

Простой пример. ROIC — коэффициент рентабельности инвестированного капитала (Return On Invested Capital, ROIC) — отношение чистой операционной прибыли компании к среднегодовой величине суммарного инвестированного капитала.Отличный расчетный показатель, который может показать, какую ставку по процентам может обслуживать бизнес. В теории.

На практике анализ отчетности обычной компании по РСБУ покажет только какую ставку СЕЙЧАС обслуживает компания, поскольку обычно бизнес отражает минимально необходимую налоговую нагрузку, причем это не всегда схемы какой-то незаконной оптимизации (об этом писал один из наших экспертов в разделе «Бизнес-мнения»), вполне себе обычная хозяйственная деятельность или деятельность умных финансистов. Это хорошо видно, если анализировать отчетность эмитентов за 2014-2018 гг. Не вдаваясь в частности, приведем общий пример.

finresearch_1.png

Напомним, что в кризисный 2014 год ставки даже по ОФЗ взлетели до 16%, компании платили банкам по залоговым хорошо обеспеченным кредитам не менее 15%. Что и показывал ROIC: работающие активы — 100, прибыль — 15.

Затем ставки в экономике начали падать, однако на итоговых показателях рентабельности это существенно не отразилось, просто коэффициент ROIC вслед за снижением средней ставки по кредитному портфелю упал до 10%.

В таких случаях кредитные аналитики в банках обычно пишут об успешной оптимизации издержек, в результате чего компании удается повысить эффективность в кризис. Отчасти это так, конечно, но истинная подноготная всем понятна. Именно поэтому прежде всего важно понимать саму отчетность, а затем уже все возможные расчетные показатели и модели оценки.

Поэтому краткому экскурсу в основные статьи бухгалтерской отчетности посвятим первую часть.

finresearch_2.png

finresearch_3.png

Продолжение следует...


Форма 3, 4, 5 и 6 к бухгалтерскому балансу чаще всего не составляется малым и средним бизнесом, однако именно эти формы могут раскрыть всю «подноготную» бизнеса.

Просто так, сформировав формы 1 и 2 в 1С, нельзя сформировать и оставшиеся, как правило, там возникает очень много ошибок в отражении операций и проводках, поэтому формирование форм 3-6 требует достаточно много времени даже у компаний с небольшим количеством операций. 

Наиболее важной является форма 4, которая позволяет раскрыть все денежные потоки и реальные проблемы с ликвидностью у компаний: а это (кассовые разрывы) является одним из факторов многих банкротств.

Если вам не хватило практики и конкретных примеров в этой статье, загляните в отчетность «Левенгук», по анализу которой мы недавно публиковали статью и которую можно привести в качестве примера формирования хорошей отчетности. Такие данные — хорошая база для проведения полноценного анализа.

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку