Лизинг под ударом. Без субсидий производство падает на 50%
Лизинговые организации и отечественные машиностроители, по сведениям «Коммерсанта», просят правительство продлить на 2019 год программу льготного лизинга дорожно-строительной и спецтехники. Без этих средств производство техники уже упало на 40-80%.
Фото: pxhere.com

Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА) обратилась к Дмитрию Медведеву с просьбой продлить программу льготного лизинга дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники. Минпромторг задолжал лизинговым компаниям 1,3 млрд руб. невыданной субсидии за 2018 год, и эти суммы будут переложены на потребителей, если поддержка лизинга не будет продлена. Поддержки попросила и ассоциация «Росспецмаш» (лобби отечественных машиностроителей).

Субсидия по уплате авансового лизингового платежа составляла 10% цены техники со стоимостью ее доставки по железной дороге для европейской части РФ и 15% для удаленных регионов. Размер варьируется от 45 тыс. до 4,6 млн руб. в зависимости от вида техники. В 2018 году, по данным Минпромторга, объем лизинговой субсидии для ДСТ и спецтехники составил 1,75 млрд руб., было заключено свыше 5,6 тыс. договоров (в четыре раза больше, чем в 2017 году), выпуск ДСТ вырос на 23%. На 2019 год на программу выделено 2,1 млрд руб.

В декабре 2018 года Минпромторг внес в правительство проект постановления, где предлагал увеличить скидку для Дальнего Востока до 20% и распространить программу на сельхозтехнику. Как сообщили «Ъ» в Минпромторге, тогда проект был подготовлен по поручению первого вице-премьера Антона Силуанова. В ОЛА и «Росспецмаше» говорят о необходимости продления программы в этой редакции.

Источники «Ъ» указывают, что принятие документа заблокировал аппарат вице-премьера Дмитрия Козака. Представитель вице-премьера сообщил «Ъ», что есть поручение Козака доработать действующий механизм льготного лизинга ДСТ и спецтехники, сделав его более прозрачным. В Минпромторге «Ъ» пояснили: вице-премьер хочет, чтобы лизинговые компании конкурировали друг с другом за размер бюджетных средств, повышая «результативность субсидии».

В «Росспецмаше» подсчитали, что только в 2018 году за счет программы лизинга выпуск автоприцепов и полуприцепов вырос на 97,4%, катков — на 71,2%, экскаваторов — на 36,4%, бульдозеров — на 8,4%. В этом году, как сообщает «Росспецмаш» в письме премьеру, отгрузки ДСТ уже сократились на четверть, значительно упало производство гусеничных экскаваторов (на 42,9%) и катков (на 82,4%). Отказ от продления программы несет не только риски сокращения производства, но и может стать препятствием для развития экспорта.

Аналитики boomin отмечают, что лизинговую отрасль отличают огромные риски и частые случаи мошенничества, когда залоговые активы оказываются пустышкой. Совсем недавно была раскрыта схема, когда неизвестный производитель, получив от популярной марки разрешение на продажу восстановленной техники под известным брендом, скупал неработающие бульдозеры, проводил внешний рестайлинг и продавал через лизинговую компанию «сельхозпроизводителям». В технику инвестировалось с учетом рестайлинга не более 10-15% от суммы, за которую потом фактически лизинговая компания ее выкупала, а «сельхозпроизводитель» через 2-3 платежа переставал рассчитываться по обязательствам. Именно из-за таких широко распространенных мошеннических действий и страдает эффективность государственной поддержки отрасли.

По материалам КоммерсантЪ

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner
banner