Сегодня в Арбитражном суде Москвы слушается дело по иску госкорпорации «Роскосмос» к частному научно-производственному предприятию «Даурия». НПП вменяют в вину поставку некачественных малых спутников МКА-Н, которые отправились на орбиту в июле 2017 года и так и не вышли на связь.
Нестабильность спутники «Даурии» демонстрировали и раньше — в 2014 году они впервые были запущены в космос и первые месяцы давали сбои, прерывания связи и самопроизвольную перезагрузку бортовой аппаратуры. Однако впоследствии разработчикам удалось стабилизировать их работу, что позволило продать два спутника за 6 миллионов долларов (по курсу 2015 года, порядка 350 миллионов рублей).
Однако в НПП, дочернем предприятии Dauria Aerospace, отказываются признавать свою вину в проблемах со связью — поскольку связи нет и у аппаратов других производителей, причиной, по их мнению, мог стать сам разгонный блок «Фрегат», оказавший некое некорректное «внешнее воздействие».
Dauria Aerospace в 2012 году заключила госконтракт с Федеральным космическим агентством на поставку двух сверхмалых космических аппаратов МКА-Н стоимостью 315 млн руб. Срок исполнения контракта истек в 2014 году, однако к запуску аппараты были готовы только в 2017 году. «Роскосмос» потребовал неустойку за срыв сроков в размере 8,2 млн руб., а также в досудебном порядке пытался вернуть уже выплаченные по контракту 290 миллионов рублей (заказчик оплатил не полную сумму). С иском против частного космического предприятия в арбитраж обращалось и «Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина», сумма его претензий 24,2 млн руб.
На фоне конфликта с госкорпорацией Dauria Aerospace испытывает существенные финансовые сложности. Так, весной компания покинула территорию «Сколково», где занимала площади в качестве резидента. По мнению экспертов отрасли, если «Роскосмос» выиграет суд, то компания окажется не в состоянии удовлетворить требования истца, так как ликвидность такого рода компаний, особенно российских, под большим вопросом.
Всего 14 июля 2017 года при помощи разгонного блока «Фрегат» на орбиту вышли 73 спутника, 12 малых объектов сразу или с течением времени отказались принимать и передавать сигнал. Два из них «Роскосмос» заказал у частной аэрокосмической компании «Даурия аэроспейс», сумма контракта составила 274,1 млн руб. Госкорпорация посчитала, что контракт неисполнен и стала требовать назад зря потраченные миллионы. Нестабильность спутники «Даурии» демонстрировали и раньше — в 2014 году они впервые были запущены в космос и первые месяцы давали сбои, прерывания связи и самопроизвольную перезагрузку бортовой аппаратуры. Однако впоследствии разработчикам удалось стабилизировать их работу, что позволило продать два спутника за 6 миллионов долларов (по курсу 2015 года, порядка 350 миллионов рублей).
Однако в НПП, дочернем предприятии Dauria Aerospace, отказываются признавать свою вину в проблемах со связью — поскольку связи нет и у аппаратов других производителей, причиной, по их мнению, мог стать сам разгонный блок «Фрегат», оказавший некое некорректное «внешнее воздействие».
Dauria Aerospace в 2012 году заключила госконтракт с Федеральным космическим агентством на поставку двух сверхмалых космических аппаратов МКА-Н стоимостью 315 млн руб. Срок исполнения контракта истек в 2014 году, однако к запуску аппараты были готовы только в 2017 году. «Роскосмос» потребовал неустойку за срыв сроков в размере 8,2 млн руб., а также в досудебном порядке пытался вернуть уже выплаченные по контракту 290 миллионов рублей (заказчик оплатил не полную сумму). С иском против частного космического предприятия в арбитраж обращалось и «Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина», сумма его претензий 24,2 млн руб.
На фоне конфликта с госкорпорацией Dauria Aerospace испытывает существенные финансовые сложности. Так, весной компания покинула территорию «Сколково», где занимала площади в качестве резидента. По мнению экспертов отрасли, если «Роскосмос» выиграет суд, то компания окажется не в состоянии удовлетворить требования истца, так как ликвидность такого рода компаний, особенно российских, под большим вопросом.
Dauria Aerospace — группа компаний, основанная экс-владельцем сети «Техносила» Михаилом Кокоричем. Позиционируется как первая частная российская аэрокосмическая инициатива. В группу входят АО «Даурия Аэроспейс» и два дочерних предприятия, ООО «НПП Даурия» и ООО «Даурия — Спутниковые технологии».
По данным Росстат, в 2017 году АО «Даурия Аэроспейс» имело капитал 1,186 млн руб., 129,8 млн руб. финансового долга и чистый убыток в размере 46,1 млн руб. Предприятие с 2013 года ни разу не показало положительных показателей чистой прибыли, и в последние четыре года он только увеличивался.
Что касается «дочек», то «Даурия — Спутниковые технологии» также закончила 2017 год с убытком 2,5 млн рублей, а «НПП Даурия» в плюсе — чистая прибыль составила 2,7 млн руб. А совокупный капитал группы компаний превышает 308 миллионов рублей.
При этом свою долю в компании, помимо двух одноименных офшоров, с 2013 года имеют госкорпорация «Роснано» и структура венчурного фонда I2BF Global Ventures.
По данным Росстат, в 2017 году АО «Даурия Аэроспейс» имело капитал 1,186 млн руб., 129,8 млн руб. финансового долга и чистый убыток в размере 46,1 млн руб. Предприятие с 2013 года ни разу не показало положительных показателей чистой прибыли, и в последние четыре года он только увеличивался.
Что касается «дочек», то «Даурия — Спутниковые технологии» также закончила 2017 год с убытком 2,5 млн рублей, а «НПП Даурия» в плюсе — чистая прибыль составила 2,7 млн руб. А совокупный капитал группы компаний превышает 308 миллионов рублей.
При этом свою долю в компании, помимо двух одноименных офшоров, с 2013 года имеют госкорпорация «Роснано» и структура венчурного фонда I2BF Global Ventures.
24 декабря 2018 г.