Инвестор недостроенного завода ферросплавов продолжает бороться с красноярским правительством
Красноярский арбитраж возобновил слушания по иску ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», инвестора Енисейского завода ферросплавов, строительство которого было остановлено решением краевых властей в 2012 году. Компания, впоследствии признанная банкротом, требует возместить убытки в размере 23,5 млрд рублей.

Фото: Sibnovosti

История, наделавшая много шума, началась в 2008 году, когда Правительство Красноярского края и владелец марганцевого месторождения «ЧЕК.СУ-ВК» подписали соглашение о строительстве Енисейского ферросплавного завода. Предприятие было необходимо в производственой цепочке для дальнейшей переработки добываемого компанией в Кемеровской области сырья. Красноярскому краю оно обещало солидные налоговые поступления. Третьей стороной в масштабной сделке выступил Внешэкономбанк, выдавший ЗАО на эти цели кредит в размере 18,8 миллиардов рублей. А  строительство завода ферросплавов включили в список основных инвестиционных проектов в рамках Стратегии развития металлургической промышленности до 2020 года.

Владельцы горно-металлургической компании инвестировали в будущее предприятие 4,6 миллиарда собственных денег. Однако строительство вызвало бурю негодования у жителей Красноярска и его городов-спутников. Экологи утверждали, что производство чревато критическими уровнями загрязнения и без того нездорового воздуха над мегаполисом. В результате общественной информационной кампании, продолжавшейся больше года, и акций протеста горожан губернатор Красноярского края Лев Кузнецов расторг соглашение. Правильность этого решения в 2013 публично подтвердил президент Владимир Путин. Окончательно точку в судьбе недостроенного предприятия поставили в 2015 году, когда инвестор решил переориентировать проект и построить в Хакасии  завод электролитического марганца мощностью 80 тысяч тонн продукции в год. На эту идею финансирование найти не удалось. 

В итоге, кемеровское ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» в одночасье стало должником ВЭБа на круглую сумму. Банк в 2017 году добился признания компании банкротом, а в 2018 году ее имущество оценили всего в 570 миллионов рублей. В эту сумму входит и 78-километровая дорога меж гор Кузнецкого Алатау (в нее вложили больше пяти миллиардов), и текущая стоимость Усинского марганцевого месторождения, разработку которого пришлось остановить, и теперь на этот актив невозможно найти покупателя — чтобы его реанимировать, необходимо по меньшей мере 50 миллиардов инвестиций, писал «Коммерсантъ». 

Тем не менее, в Красноярске еще долгое время ходили слухи, что предприятие «тайком работает», отравляя окружающую среду. Поводом для этого послужило необъяснённое до сих пор резкое ухудшение качества воздуха в городе и участившееся объявление режима «чёрного неба». Но и технические специалисты, и экономисты эти домыслы отвергают: специфика производства делает такой сценарий попросту невозможным, да и средств на достройку и введение мощностей в эксплуатацию у собственников нет.

Неизвестно, насколько успешно могли сложиться дела у ЗАО, будь завод построен — и освоение месторождения, и переработка марганца еще долгое время нуждались бы в денежных вливаниях. Кроме того, эксперты в разные годы высказывали сомнения, что металлургический холдинг мог выдержать конкуренцию на мировом рынке. Однако очевидно, что компания не оказалась бы в такой катастрофической ситуации, если бы власти разделили с ней ответственность за судьбу проекта. Именно это и будет пытаться доказать ферросплавный банкрот в Красноярском арбитраже, начиная с 12 марта.


Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку