Терпение профильных чиновников лопнуло в апреле прошлого года, когда они поняли, что трехлетняя отсрочка, которую ЧЭМК уже получил, не привела к устранению нарушений лицензионных условий. Согласно им, комбинат, ставший обладателем 13-летней лицензии на эксплуатацию участка с утвержденными запасами в размере 2 млн т хромовой руды, должен был еще к концу 2014 года построить всю необходимую для добычи инфраструктуру. Оговорена и мощность — не менее 300 тысяч тонн руды в год.
В срок ничего готово не было, и ЧЭМК получил предписание устранить нарушения до начала 2018 года. Суды, уже рассматривавшие жалобу комбината, не нашли объективных и непреодолимых преград для выполнения условий. Но выполнены они не были и на этот раз.
Однако определенные средства на подготовку месторождения уже потрачены, и, по мнению экспертов, ЧЭМК сейчас бьется именно за них. Ведь если решение «Уралнедр» оставят в силе, лицензия будет выставлена на торги, и участок, к которому уже пять лет тянут дороги, прокладывают инженерные сети и на котором возводят производственные объекты, может достаться кому-то еще. И шансы этого велики — после всех уже проигранных судов, возможно, единственный способ вернуть право на разработку как раз и заключается в повторном выкупе лицензии.
Впрочем, пока окружной арбитражный суд не высказал своей позиции по этому вопросу, точку ставить рано.