Выводы исследователей публикует сегодня «Коммерсантъ».
Аналитики изучали вопросы конкуренции, экономического эффекта регулирования, транспортной безопасности, контроля и надзора и иностранный опыт. Всего было выявлено 55 нормативных правовых актов, содержащих 550 потенциальных обременений для участников рынка. Убытки отрасли аналитики оценили в 17 миллиардов рублей в год.
Так, российские рыбопромышленные суда вынуждены терять время (порой, несколько суток) и зря жечь топливо, чтобы проследовать из промыслового района в пункт контроля. Процессы входа и выхода из портов затягиваются из-за необходимости физического присутствия сотрудников ведомств-регуляторов (ветконтроля, таможни и т. д.) Исследователи отмечают, что в стране отсутствует единый подход к ветконтролю — он меняется от региона к региону, документы, выданные на Дальнем Востоке, могут не признаваться в столице, а процесс их оформления слишком долгий для такого продукта, как рыба (до 30 дней).
Минтранс добавил головной боли, введя в отношении рыболовецких судов требования оснастить их детекторами взрывчатых веществ, дверями с электрозамками и т. д. Безопасность — превыше всего. Видимо, рентабельности и здравого смысла тоже.
В числе рычагов давления эксперты отмечают также слухи-анонсы грядущих ужесточений правил распределения квот на вылов и неожиданное изменение трактовки давно действующих правил, как, например, запрет на использование иностранных судов.
ВШЭ акцентирует внимание на несоответствии планов по развитию портов и росту налоговых поступлений и регуляторной практики. Эксперты предлагают применить к контролю рыболовства риск-риентированный подход и механизм трансформации делового климата. Если дважды в год пересматривать нормы с точки зрения их эффективности, можно добиться успеха и снизить давление на бизнес. Однако пока это только предложения.