Как бизнес-модель МФО отреагирует на регуляторные нововведения 2024 года

Микрофинансовый сектор продолжает адаптацию к новым регуляторным реалиям. Компании меняют скоринговые модели, корректируют риск-аппетиты и думают над тем, как оптимизировать операционную прибыль и снизить расходы. Помимо уже объявленных изменений (таких, как, например, корректировка МПЛ) существуют и предложения на уровне идеи, которые в случае их принятия потенциально могут повлиять на бизнес-модели МФО. Разберем некоторые точные и наиболее вероятные нововведения и их эффект на деятельность сектора.

Новые МПЛ на выдачи необеспеченных кредитов

На I квартал 2024 г. Банк России вновь ужесточил регулирование и для банков, и для МФО. Согласно новым макропруденциальным лимитам (МПЛ) у микрофинансовых организаций на заемщиков с показателем долговой нагрузки (ПДН) от 50 до 80% должно приходиться не более 25% (было 30%) от всех потребкредитов и займов без лимита кредитования. В октябре 2024 г., как уже упоминалось ранее, будет реализована новая волна регуляторных ограничений, и готовиться к ней нужно уже сейчас, а именно — провести большую работу по оптимизации расходов.

С точки зрения unit-экономики и LTV, для МФО очень важна конверсия нового клиента в повторного, поскольку чаще всего при первом коротком займе чек небольшой и понесенные на привлечение клиента затраты не покрываются. Клиент окупится только при повторном обращении, так как компания не понесет дополнительных затрат на лидогенерацию. «Лайм-Займ» продолжит увеличивать операционную эффективность компании за счет, в том числе, работы над ростом доли повторных клиентов: по планам на этот год он стремится уменьшить долю новых клиентов с 30% до 20%, а также намерен продолжить повышение лояльности клиентов банковского качества (на нынешний день доля таких клиентов — 10-15%).

Полная стоимость кредита

С 21 января вступили в силу поправки к закону «О потребительском кредите», согласно которым кредиторы обязаны включать в расчет полной стоимости займов расходы на те дополнительные товары и услуги, которые удается продать при выдаче потребкредита. Этот шаг предпринимается для обеспечения еще большей прозрачности деятельности банков и МФО.

Из-за необходимости указывать все дополнительные условия по займам создание рекламных сообщений стало немного сложнее, но к этим новшествам команда «Лайм-Займа» постепенно адаптируется и находит новые способы рассказать о продукте с полным соблюдением закона.

Эффект от нововведения по полной стоимости кредита на финансовую модель компании предстоит оценить позднее, по прошествии некоторого времени и получении первых результатов по отчетным периодам.

Закон о самозапрете

Благодаря закону о самозапрете, который вступит силу в 2025 г., россияне смогут дополнительно защитить себя от мошенников, ограничив выдачу потребительских кредитов, займов и кредитных карт себе и родным. Поскольку оформить самозапрет могут в том числе клиенты МФО и банков (например, в связи с улучшением финансового положения или желанием временно оградить себя от использования заемных средств), следует ожидать, что для финансовых компаний законодательная инициатива может стать дополнительным фактором конкуренции за трафик: установление самозапрета частью потенциальных или уже действующих клиентов приводит к уменьшению целевой аудитории, а значит и росту затрат на привлечение новых заемщиков.

В текущей версии инициативы говорится, что самозапрет не будет касаться займов, обеспеченных транспортным средством или ипотекой, а также договоров образовательного кредита, предоставленных в рамках государственной поддержки. Для МФО это может означать, что займы под залог автомобиля могут стать продуктом, на который будет сделана бóльшая ставка в будущем. Хотя и не стоит забывать, что вслед за усилением продвижения продукта может вырасти и число мошеннических схем, поэтому озадачиться вопросами антифрода стоит уже сейчас.

Еще в конце прошлого года аналитики «Лайм-Займ» провели опрос-исследование мнения клиентов компании об инициативе. Согласно полученным результатам 33% опрошенных готовы поставить самозапрет на получение кредитов пожилым родственникам, 30% — для себя, а 26% — как для себя, так и для старшего поколения. Каждый второй опрошенный считает, что закон не позволяет вводить и снимать запреты на получение кредитов несколько раз.

Закон о самозапрете создает дополнительные условия, которые необходимо учитывать в бизнес-модели. Например, если, несмотря на действующий самозапрет, МФО выдаст клиенту потребительский кредит (заем), она не сможет в будущем требовать выполнения заемщиком обязательств по возврату средств. Также необходимость запроса в Бюро кредитных историй информации о наличии или отсутствии самозапретов влечет за собой дополнительные затраты со стороны компании. Но это компенсируется тем, что у МФО снизится уровень финансовых потерь, который ранее приходился на дефолт (то есть неисполнение денежных обязательств) заемщика.

Поскольку суть закона еще не так понятна для заемщиков, сложно предполагать, насколько самозапрет как инструмент для ведения финансовых дел будет популярен и эффективен с точки зрения противодействия мошенничеству. Так или иначе, однозначно ожидается, что самозапрет подстегнет участников рынка еще больше конкурировать за клиентов между собой и развивать другие продукты.

Указание клиентами целей потребительских кредитов

В медиапространстве активно обсуждается еще одно предложение о поправках в закон о потребкредитовании, которое касается указания клиентами целей кредитов и контроля целевого использования заемных средств кредиторами. Эта инициатива направлена на то, чтобы снизить уровень мошенничества, а также повысить осознанность клиентов.

Если рассматривать это предложение в нынешней формулировке, то можно ожидать, что на первых порах количество выданных кредитов и займов под определенные цели может просесть. Такой эффект будет наблюдаться, пока нововведения будут тестироваться игроками финансового рынка и для тех целей, исполнение которых будет сложнее контролировать (в том числе — с точки зрения отчета о целевом использовании клиентом заемных средств).

Однако нельзя исключать ситуацию, при которой со временем, когда заемщики адаптируются к новому финансовому инструменту, будут найдены альтернативные варианты получения займов без подтверждения целевого расходования. Тогда получится, что антимошеннический эффект сведется к минимуму. Избежать этого поможет четкая формулировка в поправке к закону о том, какими должны быть критерии и параметры отчетности по каждой цели потребкредита или займа. Ибо чем прозрачнее и четче условия, тем проще кредитору и заемщику договориться об условиях кредитования.

С точки зрения принятия решения о выдаче или невыдаче займа цели клиентов для МФО, скорее всего, не будут играть значимой роли: например, в «Лайм-Займе» и кредитный робот, и сотрудники андеррайтинга и ручной верификации оценивают и выносят решение по ряду других значимых параметров. А вот эффект на адресность и эффективность рекламы кредиторов будет положительным, ведь они будут лучше анализировать потребности аудитории и заходить с рекламой на профильные площадки (например, на форумы о строительстве, для садоводов и т.д.), что с высокой долей вероятности даст хорошую конверсию по целевым действиям.

Биржевые компании

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner
banner