В конце первого квартала 2019 г. в отрасли случилось знаменательное событие. После жалоб корпорации «Роснефть» ФАС завела дело о картельном сговоре на нефтетрейдеров «Солид Товарные рынки» и «А-Ойл». Разбираемся, как наличие сговора повлияло на рынок и повлияло ли вообще.
Иллюстрация: unsplash.com
Оба нефтетрейдера входили в десятку крупнейших в секции нефтепродуктов по итогам восьми месяцев 2018 г.
На результирующем объеме торгов это событие никак не сказалось — по итогам восьми месяцев оборот по биржевым сделкам вырос на 8,2% и составил 1,14 трлн руб. Однако, у задействованных организаций объем торгов существенно снизился. Так, у «Солида» в 2019 г. оборот сделок в данной секции сократился вполовину, а трейдер «А-Ойл» практически полностью прекратил покупать и продавать нефтепродукты на питерской бирже.
В то же время, нарастили внутренние поставки через биржевые торги «Роснефть» и «Газпром». В результате этого доля трех крупнейших компаний на рынке выросла по итогам восьми месяцев до 39,4%. В частности, доля «Роснефти» выросла с 17,3% до 19,1%.
Итак, «Солид» был обвинен со стороны «Роснефти» в манипулировании рынком во время биржевых торгов бензином, что спровоцировало рост цен, который продлился в течение второго квартала 2018 г. К началу 2019 г. цены ушли вниз, достигнув «докартельного» уровня, и в середине первого квартала 2019 г. на «Солид» и «А-Ойл» заводятся дела и проводятся обыски. В это время цены все также сохраняются на нижнем уровне. В начале второго квартала снова случается резкий скачок цен, но подозреваемые все еще находятся под следствием и их возможности к манипуляции рынком, вероятней всего, ограничены. Что же происходит в этот момент, когда, казалось бы, виновные уже найдены?
В СМИ появлялись сообщения о том, что экспертное сообщество видит в качестве причины два ключевых фактора. Первый — сокращение объема производства, связанное с проведением весенних ремонтов на НПЗ. Второй — уменьшение объема поставок топлива на внутренний рынок на фоне увеличения спроса, вызванного вытеснением с рынка суррогатного и контрафактного топлива, а также увеличение поставок топлива на экспорт.
Рассмотрим подробнее данные факторы. Производство бензина в России в течение года циклично и на пики объема производства обычно приходится снижение цен. Такая динамика держится на рынке уже давно. И если в 2017 году остановка производства существенно не влияла на цены, то в 2019 этот фактор уже включают в один из ключевых, хотя сам объем производства растет из года в год, а количество основных потребителей — легковых автомобилей, остается на одном уровне. Но это ведь не единственная причина.
Вторым был обозначен фактор, суть которого в следующем: на рынке появился неудовлетворенный спрос, который пришел из-за вытеснения контрафакта, но в то же время часть нормального топлива, которая могла пойти на удовлетворение этого спроса, была отправлена на экспорт. Это все также сказалось на взрывном росте цены.
Момент, когда нефтяным компаниям выгоднее экспортировать топливо, отражает показатель Netback в территориальных индексах на СПбМТСБ. Показатель дает представление об экспортной цене на ГСМ. И эта цена изменяется вслед за мировыми котировками цен на нефть. И именно этот фактор и определяет внутренние цены. А все начинается с крупнейших экспортеров: «Роснефти», «Газпрома» и «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и ряда других вертикально-интегрированных структур.
Эти компании имеют обязательство по поставкам ГСМ на внутренний рынок по внутренним ценам, но в то же время они прекрасно осведомлены о мировых ценах на нефть. В среднем, из России экспортируется от 7% до 17% от произведенного бензина.
Напомним, что на три компании приходится около 40% всего объема торгов. Данные компании могут определять движение цен на рынке, видя упущенную выгоду, которую могли бы получить при экспорте. Эта мысль обретает больше смысла, учитывая информацию о том, что государственный демпфирующий механизм работает с перебоями. Государственный демпфер должен компенсировать разницу между ценой на внутреннем рынке и экспортной ценой. С января 2019 г. нефтяникам было компенсировано порядка 180 млрд рублей, но по словам экспертов, даже с компенсацией, потери от поставок на внутренний рынок составили 47 млрд рублей. И поэтому мы вынуждены наблюдать динамику биржевых цен в духе крупнейших мировых бирж со всеми взлетами и падениями курса нефти, вот только розничные цены, в отличие от биржевых, назад уже не опустятся.
У большинства компаний — представителей нефтяной отрасли, есть выпуски биржевых и коммерческих облигаций. В основном, это выпуски крупнейших ВИНК: «Роснефть», «Газпром», «Башнефть» и др. В отдельный сегмент нефтетрейдеров можно выделить лишь несколько компаний: «Нефтегазхолдинг», который занимается оптовой торговлей на Дальнем Востоке; «Нафтатранс Плюс» и «Юниметрикс» — нефтетрейдеры из Сибири; «Солид Товарные рынки». Ставки по купонам у нефтетрейдеров небольшие, потому что бизнес низкомаржинальный и участники зарабатывают за счет быстрого оборота запасов и большого объема поставляемых ГСМ. Ранее мы уже рассматривали уровень дохода основных участников нефтяного рынка.
Оба нефтетрейдера входили в десятку крупнейших в секции нефтепродуктов по итогам восьми месяцев 2018 г.
На результирующем объеме торгов это событие никак не сказалось — по итогам восьми месяцев оборот по биржевым сделкам вырос на 8,2% и составил 1,14 трлн руб. Однако, у задействованных организаций объем торгов существенно снизился. Так, у «Солида» в 2019 г. оборот сделок в данной секции сократился вполовину, а трейдер «А-Ойл» практически полностью прекратил покупать и продавать нефтепродукты на питерской бирже.
В то же время, нарастили внутренние поставки через биржевые торги «Роснефть» и «Газпром». В результате этого доля трех крупнейших компаний на рынке выросла по итогам восьми месяцев до 39,4%. В частности, доля «Роснефти» выросла с 17,3% до 19,1%.
Итак, «Солид» был обвинен со стороны «Роснефти» в манипулировании рынком во время биржевых торгов бензином, что спровоцировало рост цен, который продлился в течение второго квартала 2018 г. К началу 2019 г. цены ушли вниз, достигнув «докартельного» уровня, и в середине первого квартала 2019 г. на «Солид» и «А-Ойл» заводятся дела и проводятся обыски. В это время цены все также сохраняются на нижнем уровне. В начале второго квартала снова случается резкий скачок цен, но подозреваемые все еще находятся под следствием и их возможности к манипуляции рынком, вероятней всего, ограничены. Что же происходит в этот момент, когда, казалось бы, виновные уже найдены?
В СМИ появлялись сообщения о том, что экспертное сообщество видит в качестве причины два ключевых фактора. Первый — сокращение объема производства, связанное с проведением весенних ремонтов на НПЗ. Второй — уменьшение объема поставок топлива на внутренний рынок на фоне увеличения спроса, вызванного вытеснением с рынка суррогатного и контрафактного топлива, а также увеличение поставок топлива на экспорт.
Рассмотрим подробнее данные факторы. Производство бензина в России в течение года циклично и на пики объема производства обычно приходится снижение цен. Такая динамика держится на рынке уже давно. И если в 2017 году остановка производства существенно не влияла на цены, то в 2019 этот фактор уже включают в один из ключевых, хотя сам объем производства растет из года в год, а количество основных потребителей — легковых автомобилей, остается на одном уровне. Но это ведь не единственная причина.
Вторым был обозначен фактор, суть которого в следующем: на рынке появился неудовлетворенный спрос, который пришел из-за вытеснения контрафакта, но в то же время часть нормального топлива, которая могла пойти на удовлетворение этого спроса, была отправлена на экспорт. Это все также сказалось на взрывном росте цены.
Момент, когда нефтяным компаниям выгоднее экспортировать топливо, отражает показатель Netback в территориальных индексах на СПбМТСБ. Показатель дает представление об экспортной цене на ГСМ. И эта цена изменяется вслед за мировыми котировками цен на нефть. И именно этот фактор и определяет внутренние цены. А все начинается с крупнейших экспортеров: «Роснефти», «Газпрома» и «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и ряда других вертикально-интегрированных структур.
Эти компании имеют обязательство по поставкам ГСМ на внутренний рынок по внутренним ценам, но в то же время они прекрасно осведомлены о мировых ценах на нефть. В среднем, из России экспортируется от 7% до 17% от произведенного бензина.
Напомним, что на три компании приходится около 40% всего объема торгов. Данные компании могут определять движение цен на рынке, видя упущенную выгоду, которую могли бы получить при экспорте. Эта мысль обретает больше смысла, учитывая информацию о том, что государственный демпфирующий механизм работает с перебоями. Государственный демпфер должен компенсировать разницу между ценой на внутреннем рынке и экспортной ценой. С января 2019 г. нефтяникам было компенсировано порядка 180 млрд рублей, но по словам экспертов, даже с компенсацией, потери от поставок на внутренний рынок составили 47 млрд рублей. И поэтому мы вынуждены наблюдать динамику биржевых цен в духе крупнейших мировых бирж со всеми взлетами и падениями курса нефти, вот только розничные цены, в отличие от биржевых, назад уже не опустятся.
У большинства компаний — представителей нефтяной отрасли, есть выпуски биржевых и коммерческих облигаций. В основном, это выпуски крупнейших ВИНК: «Роснефть», «Газпром», «Башнефть» и др. В отдельный сегмент нефтетрейдеров можно выделить лишь несколько компаний: «Нефтегазхолдинг», который занимается оптовой торговлей на Дальнем Востоке; «Нафтатранс Плюс» и «Юниметрикс» — нефтетрейдеры из Сибири; «Солид Товарные рынки». Ставки по купонам у нефтетрейдеров небольшие, потому что бизнес низкомаржинальный и участники зарабатывают за счет быстрого оборота запасов и большого объема поставляемых ГСМ. Ранее мы уже рассматривали уровень дохода основных участников нефтяного рынка.
23 сентября 2019 г.