Специальное расследование Boomin. Кто и сколько зарабатывает на ГСМ?

Розничные цены на бензин – вечно актуальная тема для разговора. Особенно в России, где потребители очень чувствительны даже к малейшему колебанию цены. А вот о том, как функционирует рынок нефтепродуктов, обычно говорят мало и только в узких кругах. Но в последние  месяцы в этом сегменте произошло столько событий, конфликтов, резких решений и заявлений, в том числе, крупнейших игроков и даже первых лиц государства, что многие взгляды оказались прикованы к Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Вот и аналитики Boomin решили разобраться, кто и сколько зарабатывает на торговле ГСМ на самом деле, и почему в нашей стране бензин  дешевле газировки.

Фото: Pixabay

Рынок нефтепродуктов безгранично большой, причем во многих аспектах. Мы постарались его структурировать и описать с точки зрения основного количества участников. В этом нам помогли коллеги из компании «Юниметрикс», которая является одним из активных участников биржевых торгов  с оборотом за полгода 700 млн рублей.

Для того, чтобы определить общий контур рынка, мы обратились к основному рыночному источнику — Санкт-Петербургской Международной Товарно-Сырьевой Бирже. Именно там проходят основные торги нефтепродуктами, и именно по данным Биржи можно определить основных их участников.

Всего за июнь-декабрь прошло сделок на сумму более 1,14 трлн рублей. Более 50% рынка приходится на 9 компаний, 20 крупнейших трейдеров делают 64% рынка.

 Наименование Объем сделок, руб. Доля рынка
1 «Роснефть» 191 916 178 557 16,86%
2 «Газпромнефть» 74 533 421 978 6,55%
3 «Солид-товарные рынки» 69 473 726 726 6,10% 
4     «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт-Трейдинг»      
69 018 441 098 6,06%
5     «Газпром Межрегионгаз»  54 055 904 720  4,75%
6 «Газпром Нефтехим Салават» 43 502 535 220  3,82% 
7 «Сургутнефтегаз» 28 672 106 742  2,52% 
8     «Сургутэкс»  23 974 610 268  2,11% 
9 «ПТК-Терминал»  19 205 414 590  1,69% 
10 «Петролеум Трейдинг»  19 058 075 952  1,67% 
11  «Татнефть-АЗС Центр»  18 797 498 617  1,65% 
12 «Татнефть-АЗС-Запад»  17 095 870 748 1,50% 
13 «ТСБ-Брокер»  15 730 520 084  1,38% 
14 «РН-Аэро»  13 850 272 742  1,22% 
15 «Брокеройл»  13 756 010 750 1,21% 
16 «ЛУКОЙЛ-АЭРО»  12 923 655 720  1,14% 
17    «РУАНТ»  12 803 940 975 1,12% 
18 «Алгоритм Топливный Интегратор»  11 066 796 547 0,97% 
19 «Компания Уфаойл» 10 939 369 962  0,96% 
20  «А-ОЙЛ»
9 061 577 281  0,80% 

Безусловным лидером является «Роснефть» с объемом торгов более 190 млрд рублей в год, которая, собственно, и формирует рынок. 

Без «Роснефти» биржевых торгов не будет. Это компания прекрасно продемонстрировала в ноябре прошлого года, когда устроила «биржевую забастовку», отказавшись продавать топливо независимым трейдерам. Cделки, конечно,  были, но для «своего круга», а «спекулянты», которых «Роснефть» обвинила в недобросовестной работе и на которых переложила ответственность за рост цен, фактически не могли купить ГСМ. В результате - локальный кризис, который больно ударил по регионам и взвинтил цены еще больше.

Далее идут другие нефтяные компании — ВИНКи (вертикально-интегрированные компании), и только на 4 месте уже крупнейший независимый нефтетрейдер — «Солид». К слову, именно он больше всех пострадал в ноябре-декабре, когда трейдеров сняли с торгов. Тогда «Солид» потерял 30% объема.

Несмотря на жёсткие меры (запрет на участие трейдеров до 31 марта 2019 года), большинству участников всё же удалось сохранить свое место на бирже. К торгам допустили компании, имеющие собственные нефтеналивные терминалы и АЗС, т.е. непосредственных продавцов ГСМ, исключив только чистых «спекулянтов». Поэтому тот же «Солид» остался в игре, так как имеет собственную сеть заправок.

Все активные участники биржи (безусловно, не только ВИНКи, но и частные трейдеры) имеют свои или партнерские нефтебазы, куда купленное топливо доставляют железнодорожными цистернами. Затем трейдеры реализуют топливо мелкооптовым участникам и конечным потребителям, например, частным сетям АЗС, уже у себя в регионах.

Также важным звеном рынка являются региональные заводы-производители, которые закрывают потребности как региональных крупных трейдеров, в том числе с собственными нефтебазами, так и конечных клиентов – сетей АЗС и прочих конечных потребителей.

«Покажи мне деньги»: сколько зарабатывают участники?

Теперь самое интересное. Почему бензин в России стоит дешевле кока-колы? 

Кроме шуток, это вполне сравнимые вещи. 

рынок ГСМ - вариант 1.png

Весь рынок безалкогольных напитков в России составляет 15,25 млрд литров или около 750 млрд рублей., а объем продаж только бензиновых марок на АЗС в год составляет более 85 млрд литров, т.е. объем рынка ГСМ в 6 раз больше. И это позволяет на высокой оборачиваемости зарабатывать на покрытие производственных и постоянных расходов на всей цепочки поставок.

Теперь рассмотрим основных участников и их потенциальную валовую прибыль (наценку) — именно валовую, ведь чистая прибыль зависит от постоянных издержек и объема продаж. Для наглядности сравнения, все данные приведем к рублям на 1 тонну оборота.

Категория участников Потенциальная валовая прибыль Средняя маржинальность
Средняя оборачиваемость сделки, дней

Трейдеры

(участник биржевых торгов, который продает в дальнейшем мелким оптом или сразу с ж/д цистерн конечным клиентам)
 200-700 руб./т 0,5%-2,0% (8-20% в год с 1 капитала) 40-50 

Транспортные компании

(владельцы бензовозов, осуществляющие доставку с нефтебаз до АЗС)
350 руб./т на 100 км 30-40% в год с 1 автобензовоза без учета лизинга

Нефтебазы

(владельцы нефтебаз, осуществляющих прием и хранение ГСМ)
450-700 руб./т 300% в год (по стоимости резервуара без учета инфраструктуры)
АЗС 0 - 12 000 руб./т 0%-25% 4-10 
Нефтезаводы Данные недоступны, в основном, НПЗ принадлежат ВИНКам, внутри которых могут перераспределять прибыль.     

Таким образом, «чистые» трейдеры могут зарабатывать в среднем 400-500 рублей с тонны, что составляет около 0,5-1%. При среднем сроке сделки 40 дней, за год трейдер может заработать всего 9-10% валовой прибыли. Поэтому классическим трейдером без инфраструктуры работать очень рискованно, особенно с заемным капиталом, — запросто может не хватить средств даже на выплату процентов.

Если у трейдера есть своя инфраструктура: свой транспорт и нефтебаза, его устойчивость повышается в разы: средний общий доход с тонны может составлять 1300-1500 рублей, а минимальная рентабельность, даже с учетом покупки автомобилей в лизинг — 3-5% в год.

И самое интересное: сколько зарабатывают АЗС?

Обычно АЗС воспринимается как рискованный, часто убыточный бизнес, и каждый год народно-экспертная молва «хоронит» независимые автозаправочные сети. В реальности картина выглядит так: цена продажи 42 рубля за литр означает, что АЗС продает бензин по цене 56 000 рублей за тонну. Биржевая цена, в среднем, 40 000-45 000 руб./т, в пиковые периоды 45 000 −50 000 рублей. Таким образом, маржинальность АЗС колеблется в диапазоне 10-15%, но может и превысить 25%, и это без учета продаж сопутствующей продукции и услуг. Да, по разным маркам и по времени будет разная рентабельность, есть риски связанные с высоким колебанием биржевой цены и относительно фиксированным курсом на АЗС за литр, однако оказывается, что рентабельность АЗС — в среднем — выше 15%. Поэтому инвестиции в АЗС, на самом деле, выгодны, но, как и в любом бизнесе, надо оценивать место расположения, объем прокачки и другие факторы.

Таким образом, трейдер, который помимо инфраструктуры владеет еще и своей сетью АЗС, может показывать рентабельность более 20%.


Неплохой бизнес на самом деле.

Оптовая торговля
Юниметрикс
Биржевые компании

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner