Хроника биржевой фармацевтики
Несмотря на большое количество фармзаводов в России, публичных среди них было только два — «Фармстандарт» и «Отисифарм». Было — потому что на бирже они присутствовали совсем недолго. «Фармстандарт» основан в 2003 году компанией «Профит-хаус» (структурой Millhouse Capital, управлявшей активами Романа Абрамовича). В 2006 году «Фармстандарт» купил компанию «Мастерлек», в активах которой было 15 известных брендов. В частности, были получены права на «Арбидол», «Амиксин» и «Флюкостат». Также компания запустила в производство ещё несколько высокотехнологичных препаратов: первый в России гормон роста «Растан», разработанный в Институте биоорганической химии, и генно-инженерный инсулин человека «Биосулин».
С 2007 года «Фармстандарт» активно работает с иностранными партнерами: так, на «Томскхимфарме» совместно с Solvay Pharma (Франция) начато производство препаратов «ИРС19» и «Имудон». В 2008 году «Фармстандарт» заключил договор с латвийским предприятием «Гриндекс» (Латвия) по эксклюзивной дистрибуции и продвижению препарата «Милдронат», осваивает выпуск «Афобазола», внедряет в производство генно-инженерный препарат «Нейпомакс».
На данный момент «Фармстандарт» — крупнейший российский производитель инсулина. Мощностей компании хватило бы, чтобы обеспечить 100 % потребности россиян в этом препарате, но по каким-то причинам до сих пор большую часть инсулина Россия импортирует из-за рубежа.
На бирже с 2006 по 2017 годы с небольшим перерывом торговались обыкновенные именные акции этого фармацевтического гиганта. Сейчас в частных инвестициях компания, очевидно, не нуждается.
Второй эмитент — ПАО «Отисифарм», крупнейшая с точки зрения объемов продаж компания на российском рынке безрецептурных препаратов. Исторически это плоть от плоти «Фармстандарта»: компания была образована 27 сентября 2013 года в результате выделения из его структуры безрецептурного бизнеса. Через год с небольшим, в декабре 2014 года акции «Отисифарм» были допущены к торгам на Московской бирже. Расчётная цена составляла 275 рублей за одну акцию.
Таким образом, две «родственные» компании выходили на рынок только с акционерным заимствованием. Спустя несколько лет после выхода на рынок, компании вновь стали непубличными, выкупив акции у миноритарных владельцев
Что касается долгового рынка, то также лишь 2 завода-производителя привлекали финансирование через облигационные займы.«Натур Продукт» (компания, с 2004 года принадлежащая «Ренове» Вексельберга, сегодня входит в состав международной группы Valeant Pharmaceuticals International) выпустила два облигационных займа на 1 млрд и 900 млн рублей в 2006-2009 году, которые уже погашены. А также компания «Фармпрепарат», которая выпустила облигации на сумму 23 млн рублей в 2009 году и уже их погасила. Основной разработкой компании является линейка продуктов под брендом «Стелланин».
Оазис непрерывного роста
Причины такого финансового благополучия кроются в специфике рынка. По сути, при грамотном подходе, компании этой отрасли находятся в оазисе, который позволяет расти даже на фоне кризисов, падения курса рубля и реальных доходов населения. Причем рост этот как не только относительный, но и абсолютный.Так, в 2018 году с января по сентябрь объем фармацевтического рынка достиг 927 млрд рублей и 4,1 млрд упаковок, что по отношению к аналогичному периоду 2017 года на 8% больше в денежном и на 8% в натуральном.
Розничный коммерческий рынок по объему в рублях в сентябре 2018 года занял 71,6%, а по итогам периода с января по сентябрь 2018 года 71,1%. В сентябре доля лекарственных средств, подлежащих рецептурному отпуску, в денежном выражении достигла 59,4% и 42,9% в натуральном. Иностранные лекарственные препараты по итогам девятого месяца заняли 62,7% рынка по объему в рублях и 38,1% в упаковках.
Посчитаем аптеки: по итогам сентября 2018 года количество аптечных учреждений в России превысило 65,6 тысяч, что по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года выше на 4%. Объем выручки за тот же период составил 102,4 млрд рублей (+6%), а средняя выручка на одну аптеку 1 627 тысяч рублей (+2%).
Лидером аптечных продаж в сентябре стал противовирусный препарат «Ингавирин», продемонстрировавший максимальный прирост (+57%) по отношению к сентябрю прошлого года. Вторую строчку рейтинга занял «Мирамистин» от «Инфамед» с долей на розничном фармацевтическом рынке 0,82% и приростом +13%. На третьем месте — бренд «Нурофен» с долей 0,81%.
Биологически Активные и Доходные
Более 50 млрд рублей приходится на рынок БАД. Объём российского аптечного рынка БАД в стоимостном выражении в сентябре 2018 г. прибавил 4,7% относительно августа и составил 4,2 млрд руб. В натуральном выражении объём аптечного рынка БАД в девятом месяце 2018 г. вырос на 2,6% по сравнению с предыдущим месяцем и составил 25,3 млн упаковок.
Как раз здесь, на рынке БАД доминируют российские производители соотношение отечественных продаж 58% стоимостного и 81% натурального объемов против импортного.
Но и в целом, аптечный рынок БАД за последние несколько лет заметно изменился. И в первую очередь — по структуре потребления. Наиболее востребованными становятся БАД среднего ценового сегмента в «терапевтических» группах: витамины, успокаивающие, слабительные, недорогие чаи. А вот популярные ранее средства для похудения, БАД для мужского здоровья теряют в объёмах продаж, и существенно. Отдельное влияние оказывает и тот фактор, что продавать БАД могут не только аптеки, но и любые торговые организации, имеющие лицензию на торговлю пищевыми продуктами. Продуктовые сети активно развивают отделы по продаже товаров для здоровья, к которым и относятся БАД. Все это негативно сказывается на динамике аптечных продаж БАД, но на развитии фармпроизводств в целом — позитивно.
Все известные фарм-производители показывают высокую рентабельность и хорошие показатели роста выручки
Например, новосибирский производитель «Вектор Бэст». При выручке более 3,3 млрд рублей имеет валовую рентабельность 45%, чистую — 20%, при этом финансовый долг отсутствует вовсе. Собственный капитал компании — 4,2 млрд рублей.Один из крупнейших в России производителей БАД алтайская компания «Эвалар» также показывает чистую рентабельность около 20%, а валовую — почти 80%! И это при выручке головной компании более 8 млрд рублей. При этом финансовый долг почти отсутствует — менее 200 млн рублей, что покрывается за несколько месяцев из чистой прибыли. К слову, собственный капитал компании более 14 млрд рублей.
Малые инвестиции как раз направлены под конкретный бизнес-план с прозрачной программой возврата и для многих начинающих растущих компаний являются необходимыми для быстрого старта. Как это было с «Фармстандартом» или «Отисифарм», которые в начале своего развития привлекли недешевый акционерный капитал, но затем, накопив прибыль, отказались от внешнего финансирования.
Но далеко не все рынки такие высокомаржинальные и объемные. Многие, в силу своей специфики, требуют большого оборотного капитала для финансирования продаж, а значит и долгового финансирования.