ЦБ и Минфин РФ: частные лизинговые компании остаются вне регулирования

Опубликован законопроект Минфина, завершающий трехлетнее обсуждение во власти реформы лизинговой отрасли. Формула, предложенная ЦБ и Минфином как компромиссная, выглядит так: частные лизинговые компании остаются вне регулирования, а лизинговые структуры с госкапиталом или получающие господдержку (до 70% рынка по активам) переходят в режим регулирования, совмещающий директивы ЦБ по образцу некредитных финансовых организаций и саморегулирования. Государство едва ли не впервые признало чисто рыночную проблему не ошибками рынка, а собственной.

ЦБ и Минфин РФ: частные лизинговые компании остаются вне регулирования


В среду 14 ноября Минфин опубликовал законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности (ССЛД)». Это первый и, видимо, ключевой законопроект реформы лизинга в РФ, начатой Банком России в конце 2014 года. После трех лет дискуссий Минфин и ЦБ предлагают де-факто отделить госсектор в лизинге от частного и распространить на него с 2019 года относительно мягкое регулирование, оставив негосударственный сектор свободным.

Напомним, Банк России заинтересовался лизинговой сферой сразу по итогам «нефтяного шока» 2014 года, причем уже из обзора финансовой стабильности ЦБ начала 2015 года стало понятно, что в основном лизинг интересует ЦБ как системная скрытая угроза банковской стабильности: лизинговый рынок в РФ, оцениваемый в 4% ВВП, демонстрировал признаки убыточности при его сильной связи с банками и отсутствии регулирования. В 2016 году был подготовлен план реформы отрасли (см. “Ъ” от 5 декабря 2016 года), который, по данным “Ъ”, встретил сопротивление значительной и успешной части рынка. Протестовали против довольно мягкого регулирования в первую очередь структуры госбанков. Дискуссия в итоге затянулась — стороны безнадежно увязли в споре с ЦБ и Минфином (теоретическом, но с большой ценой вопроса) об арендной или финансовой природе лизинга в гражданском законодательстве.

Публикация законопроекта Минфина (ЦБ не пользуется правом законодательной инициативы), видимо, означает, что споры окончены, причем нестандартным образом. Институт ССЛД — лизинговых структур под контролем госструктур, госбанков, а также получающих господдержку — переходит под регулирование ЦБ с 2019 года, остальные участники этого рынка могут добровольно регистрироваться в реестре ССЛД ЦБ, вступать в профильные СРО и соблюдать нормативы по капиталу — но также добровольно и без регуляторной власти Банка России.

ССЛД с 2021 года перейдут на план счетов НФО в обязательном порядке. В 2019–2021 годах не слишком жесткие капитальные требования к ним будут применяться только к головным компаниям лизинговых групп-ССЛД. «Поведение» ССЛД будет в основном регулироваться через СРО, хотя как НФО они будут получать и предписания ЦБ. Операции ССЛД станут также объектом наблюдения Росфинмониторинга.

Объяснение этому решению дает на редкость откровенная пояснительная записка Минфина к проекту — из нее следует, что после трех лет исследований ЦБ и Минфин признали проблемы лизинга в РФ практически полностью сосредоточенными в госсекторе (по активам — от 50% до 70% рынка с учетом лизинговых структур контролируемого ЦБ Сбербанка и государственного ВТБ). Совокупный квазигосдолг лизинговых компаний с госучастием сейчас составляет 1,2 трлн руб. Лизинговая отрасль в РФ в 2016 и 2017 годах генерировала убытки (70–76 млрд руб. в год при совокупном портфеле по МСФО в 3,5 трлн руб.), вложения государства в лизинг составили 408 млрд руб., зафиксированные по ним убытки — 180 млрд руб. Документ прямо поясняет, что сейчас значительная часть бизнеса лизинговой сферы — это оптимизация налогов, регуляторный арбитраж с банковским кредитованием (фактически обход нормативов ЦБ) и вывод активов банков в аффилированные структуры. Это очень редкий случай констатации государством того, что основная проблема весьма крупного рынка (3,5–4% ВВП) создана некачественным госуправлением, а не мифическим разгулом рыночной стихии в условиях недостаточного госконтроля.

Дмитрий Бутрин

Коммерсантъ

Найти похожее по тегам:

Выберите интересующие вас параметры:

Сбросить все
Оставить коментарий

Возможно, вам будет интересно:

Раскрыта отчетность за 2020 год ООО «Транс-Миссия»

Раскрыта отчетность за 2020 год ООО «Транс-Миссия»

По итогам 2020 года выручка эмитента выросла на 119%, а EBITDA увеличилась на 58% относительно 2019 года.
На новой стекловаренной печи «Сибстекла» идут пусконаладочные работы

На новой стекловаренной печи «Сибстекла» идут пусконаладочные работы

В рамках реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству новой печи на предприятии отрабатывают технологические режимы стекловарения (для увеличения удельного съема стекломассы), формования и отжига изделий.

Популярные статьи

Рейтинг 500 самых продаваемых франшиз в России

Портал Businessmens.ru опубликовал рейтинг франшиз по итогам 2020 года. Заметен явный курс на снижение цен. Средняя сумма вложений у лидеров рейтинга в прошлом году составляла 20,3 млн рублей, теперь она не превышает 15,6 млн рублей. Подвинув «Пятёрочку», прошлогоднего лидера, на вершину взлетела франшиза маркетплейса Wildberries. В десятке лучших оказались Ozon и СДЭК, выросли аптечные сети и дискаунтеры.

Третий эшелон: итоги торгов за март

Аналитики Boomin собрали информацию об итогах торгов ценных бумаг третьего эшелона за прошедший месяц. Средняя доходность находится на уровне 12%. Чьи облигации торговались ниже номинала, а чьи не сдавали позиций, кто из эмитентов стал лидером по доходности, а кто по котировкам и по количеству сделок за торговый день — обо всем в интерактивных графиках.

Популярные бизнес-мнения

Тенденции на рынке разделятся на до и после Послания Президента

На последней состоявшейся пресс-конференции Эльвира Набиуллина обозначила старт ужесточения денежно-кредитной политики. Рынок получил сигналы о том, что повышение ставки не будет единичным, и в ближайшее время продолжится.

Пришло время флоатеров

В пресс-релизе Банка России по итогам заседания Совета директоров от 12 февраля 2021 года отмечалось, что в рамках базового прогноза мегарегулятор будет определять сроки и темпы возврата к нейтральной денежно-кредитной политике.