10 декабря СДЭК совместно с компанией «Аэрофлот» отправил в полет первый совместный прейтер. За два дня Boeing 777-300ER совершил круговой рейс Москва — Камчатка — Владивосток — Москва, осуществив перевозку в общей сложности более 73 тонн груза.
Термин «preighter» произошел от слияния слов «passenger» («пассажирский») и «freighter» («грузовой») и буквально означает использование переоборудованных салонов пассажирских самолетов для перевозки грузов.
Этот способ появился во время пандемии, когда пассажирские рейсы повсеместно отменялись, при этом была необходимость перевозки большого количество грузов, в том числе медицинского назначения.
По маршруту Москва — Камчатка — Владивосток — Москва в текущем сезоне сложилась нестандартная ситуация — по направлению из Москвы в Петропавловск-Камчатский и Магадан, а также из Владивостока и Хабаровска в Москву скопилось значительное количество груза из стран Восточной Азии, и авиационных ресурсов для их транспортировки уже не хватает.
В Петропавловск-Камчатский и Владивосток летел груз весом более 30 тонн, и в обратном направлении отправлено уже 43 тонны физического веса. Основной объем занимают посылки физических лиц и грузы В2В.
«Из Москвы в Петропавловск-Камчатский у нас также скопилось уже более 100 кубометров груза. Оперативно перевезти этот объем с помощью регулярных рейсов не представлялось возможным. Грузовые воздушные суда неохотно летают по направлению Петропавловска-Камчатского из-за отсутствия достаточной обратной загрузки», — рассказал председатель Совета директоров компании СДЭК Евгений Цацура.
На сегодняшний день в России летает не более 10 грузовых воздушных судов, преимущественно сложным направлениям: Якутск, Нижневартовск, Анадырь, Норильск, Южно-Сахалинск. Среди них — фрейтер авиакомпании «Авиастар-ТУ» в совместной эксплуатации со СДЭК.
В России прейтерные перевозки находятся в зачаточном состоянии. Во время пандемии флагманы авиарынка, как Emirates, Lufthansa, American Airlines, нарастили долю прейтерных перевозок до 15%. В связи с этим Евгений Цацура предположил возможное развитие российских прейтерных перевозок, так как маркетплейсы и E-comm в целом растут очень быстро, а появления новых воздушных судов ожидать пока не приходится.