Выручка, получаемая ООО «Ультра» от внешних клиентов, выросла на 9,2%. Однако общая выручка в связи с внутригрупповыми изменениями сократилась на 11,8% из-за прекращения продаж сырья заводам ГК. Данный шаг был предпринят для нормализации бизнес-процессов, что позволило снять риски по сбою поставок с эмитента. В будущем ООО «Ультра» планирует нарастить выручку благодаря диверсификации ассортимента, производимого заводами ГК, и его реализации конечным потребителям.
Прошедшие 9 месяцев 2023 года для группы компаний в целом и эмитента в частности стали периодом нормализации и оптимизации бизнес-процессов.
Для понимания причин снижения выручки ООО «Ультра» в отчетном периоде на 11,8% к АППГ, важно рассмотреть эмитента в разрезе группы компаний, главным юридическим лицом которой он является.
Выручку ООО «Ультра» можно разделить на две составляющие:
- Внешнюю — выручка от реализации продукции конечным покупателям;
- Внутреннюю — выручка, получаемая от заводов ЗАО «БЗСН» и ООО «МЗПС», которые также входят в ГК «Ультра» и занимаются производством продукции.
Напомним, что ранее ООО «Ультра» занималось закупом сырья и в дальнейшем реализовывало его заводам, за счет чего формировалась внутренняя выручка. С начала 2023 г. площадки самостоятельно закупают сырьё и в дальнейшем продают готовую продукцию ООО «Ультра», которое её реализует. В связи с этим внутренняя выручка сократилась на 86%, однако внешняя выручка по итогам 9 месяцев 2023 г. выросла на 9,2% к АППГ.
Отметим и то, что часть прибыли была переведена на собственный завод ЗАО «БЗСН», что стало фактором снижения валовой прибыли и показателя EBITDA Adj LTM за 9 мес. 2023 г. у ООО «Ультра». Цель перераспределения средств — формирование собственного оборотного капитала завода, который будет направлен на закуп сырья для новой продукции. По итогам 9 мес. 2023 г. операционная прибыль ЗАО «БЗСН» составила 28,6 млн руб., против убытка (-13,5 млн р.), который был зафиксирован годом ранее.
Также на снижение рентабельности повлияло увеличение стоимости металла в среднем от 5% до 11%. Однако в ходе длительных переговоров, эмитенту удалось договориться с основным покупателем — «Леруа Мерлен» — о повышении закупочных цен. С 9 октября 2023 г. цены были повышены на 10% по всем группам товаров.
Финансовый долг компании на 30.09.2023 г. составил 481,8 млн руб., существенно увеличившись по сравнению с показателем на 30.09.2022 г. (на 84,8%) за счет привлечения дополнительного финансирования для пополнения оборотных средств с целью развития новых направлений деятельности. Средства были привлечены в мае 2023 г. в виде облигационного займа в размере 250 млн руб. На момент 9 мес. 2023 г. эмитент сообщил об освоении порядка 238 млн руб. из 250 млн руб., инвестиции были направлены на запуск новых производственных направлений: приобретение необходимых комплектующих и реализацию оснастки для изготовления гардеробных систем хранения и эрго-стеллажей, покупку сырья. А также на запуск производства медной сетки, применяемой в авиаотрасли (с использованием собственных средств был оплачен комплекс оборудования, необходимый для данного направления). Оставшуюся часть облигационного выпуска эмитент планирует освоить в 4 квартале 2023 г.
При этом долговая нагрузка ООО «Ультра» продолжает оставаться на комфортном уровне. Ключевыми показателями для компаний, занимающихся продажами, являются [Финансовый долг / Выручка LTM], который на отчетную дату составил 0,43х, и [Чистый финансовый долг / EBITDA Adj LTM], зафиксированный на уровне 3,62х. С учетом привлечения дополнительного финансирования в объеме 100 млн руб. коэффициенты останутся на приемлемом уровне.
Стоит также отметить, что текущая ликвидность находится на высоком уровне и в отчетном периоде составляет 4,81х.
В 3 квартале 2023 г. ООО «Ультра» получило оборудование, необходимое для производства медной сетки для авиаотрасли. Сейчас компания прорабатывает вопрос поставки сырья для данного проекта. Продолжается работа по расширению ассортимента товаров категории «для дома и интерьера»: новые позиции (эрго-стеллажи, гардеробные системы хранения и обувницы) заводятся на маркетплейсы. Не останавливается и развитие дополнительных видов деятельности — реализации пищевой продукции: к запуску готовятся новые виды меда, расширяется клиентская база.