НХП: о квотах на пшеницу, экспорте рапса и «беспилотниках»
Почти сразу после информации о близком к рекордному урожаю пшеницы в России нам стало известно об ограничительных квотах, которые государство планирует ввести на экспорт пшеницы.

С этим и другими вопросами коллеги из «Юнисервис капитал» обратились за экспертным мнением к генеральному директору АО «НХП» Сергею Соколову.


Квоты и мировые цены

Предварительные прогнозы экспорта зерновых в этом году составляют порядка 45-50 млн тонн. В ноябре 2020 г. Правительство предложило ввести квоту в размере 15 млн тонн. Однако это вовсе не экстраординарная мера, а стандартная ежегодная практика, направленная на обеспечение корректного баланса внутрироссийского рынка.

Выделенных объемов квот, как правило, хватает для закрытия экспортных контрактов. Уменьшение квоты станет ощущаться лишь к маю следующего года, когда и зерна на рынке уже практически не будет. 

Квота на урожай 2020 года будет действовать до 30 июня 2021 года, как раз в это время в Южном федеральном округе начнется уборка урожая 2021 года, так что фатального влияния на коммерческую деятельность компании данные ограничения, по сути, не имеют.

Что касается мировых цен, то ограничительные меры не будут иметь значимого влияния на весь мировой рынок зерна, поскольку сфера интересов российских экспортеров сосредоточена, преимущественно, в восточном регионе (Турция, Египет). Здесь можно ожидать некоторого роста цен на пшеницу, что будет выгодно компании.


Конфуз вокруг рапса

В этом году Китай подал жалобу в Россельхознадзор по поводу нахождения в российском рапсе и соевом масле генно-модифицированных организмов. Выяснилось, что декларации о соответствии экспортных партий выдаются на основании исследований несуществующих лабораторий. 

Внутреннее расследование инцидента показало, что некачественный продукт попал в российскую партию предположительно из Украины и к рапсу, выращенному в СФО отношения не имеет. 

Хотя «Новосибирскхлебопродукт» и экспортирует рапс в Китай, эту культуру нельзя назвать в числе приоритетных — ее доля в данном экспортном направлении занимает порядка 10%, а большая часть поставок приходится на лен. В основном сибирский рапс реализуется компанией внутрироссийским переработчикам и маслоэкстракционным заводам.

Тем не менее, в «НХП» тщательно проверяют реализуемый продукт как в собственной производственно-технологической лаборатории, проходящей ежегодную аттестацию по ISO, так и в государственном «Центре оценки безопасности качества зерна» Россельхознадзора.


Современные технологии в сельском хозяйстве

В этом году сразу в 35 регионах России прошли испытания беспилотных комбайнов с использованием ИИ Cognitive Agro Pilot (разработка Сбера и Cognitive Pilot), что позволило аграриям сэкономить порядка полумиллиарда рублей на топливе, амортизации и заработной плате.

На самом деле цифровизация сельского хозяйства — процесс состоявшийся. В европейской части страны это уже стало рядовой практикой. Исключение человеческого фактора позволяет использовать наиболее рациональные алгоритмы производства сельхозпродукции. Квадрокоптеры, компьютерное зрение, различные интеллектуальные системы с успехом используются не только в растениеводстве, но и в животноводстве.

В Амурской области сою уже убирает целая армия беспилотных комбайнов и не только импортного, но и российского производства, например, «Дон 500», которые эффективно управляются с ГЛОНАСС. 

Среди партнеров АО «НХП» в Новосибирской области тоже есть хозяйства, использующие в производстве с/х продукции цифровые технологии.

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку