О том, что сегодня происходит с рынком нефтепродуктов и как компания нивелирует риски, а также детально о направлениях деятельности и важных аспектах бизнеса рассказал генеральный директор ООО ТК «Нафтатранс плюс» Игорь Головня.
Рынок нефтепродуктов в 2022 году и прогнозы на 2023 год:
Мы не видим предпосылок к подорожанию энергоресурсов в будущем году — за счет ограниченности внешнего рынка у нас будет избыточное предложение внутри страны. Самый большой риск — внутренние процессы и ухудшение экономики. Нефтетрейдинг чутко реагирует на этот фактор, начиная со снижения продаж физическим лицам и заканчивая уменьшением объемов закупа со стороны промышленных предприятий.
Положительным моментом является то, что из-за уменьшения объемов экспорта со стороны крупных игроков, у нас появилась возможность развить экспортное направление.
По предварительным прогнозам, этот год мы завершим с показателями, аналогичными итогам прошлого года. В следующем году мы рассчитываем на прирост порядка 10% по ключевым показателям. Сконцентрируемся на трейдинге и краткосрочных операциях, масштабных проектов не планируем.
Конкуренция:
Относительно небольшие нефтетрейдеры, такие как ООО ТК «Нафтатранс плюс», могут конкурировать с крупными компаниями благодаря своей гибкости. В отличие от флагманов, мелкие игроки не попали под санкции. Более того, наше конкурентное преимущество — это еще и предоставление отсрочек клиентам, услуги доставки в режиме 24/7.
Касаемо автопарка: совместно с партнерами мы занимаем одну из лидирующих позиций в России по парку техники, здесь у нас прямых конкурентов нет.
Если выделять конкурентов среди розничных сетей АЗС, которые мы также развиваем вместе с партнерами, то в СФО — это сеть АЗС «Энергия», ГК «Роснова».
Диверсификация и развитие направлений:
Что касается трейдинга: мы предоставляем все виды топлива — от дизельного и бензина различных марок до печного и мазута.
Примерно 2 месяца назад мы начали развивать экспорт. Пока, конечно, объемы небольшие, но первые поставки топлива в Монголию и Киргизию уже есть.
Существенное внимание уделяем государственным контрактам — регулярно участвуем в тендерах, работаем со структурами Министерства обороны и государственными заказчиками. В частности, с МУП (Муниципальные унитарные предприятия), с ФГУП (Федеральные государственные унитарные предприятия). Порядка 20-23% месячной выручки приходится на эти заказы.
Транспортное направление достаточно диверсифицировано. Кроме ГСМ мы совместно с партнёрами перевозим пищевые продукты, кислород.
Автопарк:
Партнерский автопарк насчитывает порядка 400 автомобилей, из них около 50% находятся в краткосрочном лизинге (24-36 мес.). Такого автопарка достаточно для решения имеющихся задач.
В последнее время, в связи с текущей обстановкой, появились некоторые сложности с обслуживанием, однако две ремонтные базы, которые находятся в собственности наших партнеров, помогают их решить. Мы и раньше на дилеров не слишком надеялись, а сейчас наладили параллельный импорт и закупили отечественные КАМАЗы. Все сложности решаемы, мы настроены работать в имеющихся реалиях.
Ценовая политика:
Наценка ООО ТК «Нафтатранс плюс» составляет порядка 3%, сюда входят также дополнительные услуги: хранение, доставка, заправка через собственные сети АЗС. Финансовые показатели растут год от года, так что выигрывает в итоге тот, кто предоставляет лучший сервис.
Факторы устойчивости бизнеса:
Мы работаем на рынке уже 15 лет, за это время мы накопили обширный опыт, который позволяет сохранять определенную стабильность. Например, мы диверсифицировали базу поставщиков настолько, насколько это возможно.
В целом: ООО ТК «Нафтатранс плюс» входит в сеть партнерских компаний вместе с ООО «АЗС-Люкс», ООО «Нафтатранс-М» и ООО ТК «Спецтранскомпани», объединенных одной целью. Наше сотрудничество построено на взаимовыгодных условиях. Совместно с партнёрами нам удалось выстроить структуру, включающую в себя целый комплекс направлений: закуп, оптовые и розничные продажи нефтепродуктов, перевозка и хранение. Эффективность цепочки позволяет максимизировать прибыль каждого из партнеров.
Финансовый долг:
Весь кредитный портфель, порядка 2 млрд руб. на 30.06.2022, сформирован с целью пополнения оборотных средств. Основной кредитор (61% портфеля) — ПАО «Сбербанк». Кредиты представлены кредитными линиями сроком от 2 до 5 лет, обеспечением служат: АЗС и транспорт компаний партнеров-залогодателей.
Учитывая специфику бизнеса, долговая нагрузка разумна, она находится в рамках требований банков-кредиторов. Более того, она оправдана. Мы закупаем топливо и предоставляем отсрочку покупателям, а также держим значительные запасы ГСМ на сумму до 0,5 млрд руб., поскольку доставка с завода занимает 30-35 дней, на всё это требуются значительные финансовые вложения.
Кредитный рейтинг:
ООО ТК «Нафтатранс плюс» получила рейтинг в НРА на уровне В-|ru|. Это наш первый опыт, ранее мы не оценивали компанию по ряду аспектов, принимаемых во внимание рейтинговыми агентствами. Конечно, мы учтем все комментарии от рейтингового агентства, будем совершенствоваться, чтобы в дальнейшем повысить оценку.
Риск дефолта по облигациям:
Мы выделяем несколько факторов, которые теоретически могут быть опасны для нашего бизнеса и для наших инвесторов как следствие.
Основной риск — спад продаж. Однако при отсутствии спроса мы можем вывести средства из оборота и погасить выпуск или его часть.
Есть риск неплатежей со стороны покупателей, но у наша юридическая служба досконально проверяет заказчиков, во избежание таких ситуаций.
Напомним, что на прошлой неделе компания завершила размещение 4-го выпуска биржевых облигаций (ISIN RU000A105CF8) на сумму 100 млн руб. по ставке купона — 19% (на первые 15 купонных периодов, далее запланирована полная безотзывная оферта с возможностью пересмотра ставки).
Главная цель привлечения инвестиций — это пополнение оборотных средств. Часть средств также пойдет на рефинансирование облигационного займа БО-02.
В обращении находится четыре облигационных выпуска нефтетрейдера на общую сумму 970 млн руб.