Стремительный рост стоимости акций компании «ЕвроТранс», который начался вчера за 15 минут до окончания торгов и продолжается сегодня, эксперты склонны объяснять банальным Pump&Dump. За сутки биржевая цена бумаг эмитента возросла на 84,9%.
9 декабря за 15 минут до окончания основной торговой сессии на Московской бирже котировки акций ПАО «ЕвроТранс» (владеет сетью АЗС «Трасса» в Москве и Московской области) подскочили с 269,25 до 365,4 рублей за бумагу. Это на 35,76% больше, чем в момент открытия торгов. Дневной объем торгов бумагами эмитента за день составил 312,5 млн рублей при среднедневном объеме торгов за последний месяц в 26,6 млн рублей.
На пике утром 10 декабря стоимость акций уже достигла 485,25 рублей. Таким образом, за сутки цена выросла на 84,9%. Это побудило Московскую биржу с 10:30 до 11:00 по московскому времени запустить дискретный аукцион по акциям «ЕвроТранса». После его окончания котировки компании замедлили рост — до 11,8%. На 11:16 по московскому времени бумаги торговались на уровне 408,5 рублей за штуку. При этом значительных колебаний стоимости облигаций компании не произошло ни по одному из выпусков эмитента (общий объем в обращении — 11 млрд рублей).
«Наиболее вероятное объяснение [резкого роста стоимости акций «ЕвроТранса»] — банальный Pump&Dump (англ. «Накачай и сбрось» — прим. Boomin). Хотя нельзя исключить, конечно, «толстый палец» трейдера — но не очень в это верится», — говорит член Совета АВО, автор телеграм-канала «Манька Аблигация» Александр Рыбин. «Разгон котировок акций, особенно не слишком ликвидных, является обычной историей на рынке. Это может происходить по сотне причин — от хитрого плана акционеров до залетных спекулянтов. Но без инсайда этого не узнать. В любом случае, это в чистом виде биржевая игра», — считает и основатель телеграм-канала Angry Bonds Дмитрий Адамидов.
По мнению аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, движение акций «ЕвроТранс» является нерыночным и не связано с состоянием бизнеса компании: «В условиях ограниченного free float отсутствия возможности открывать короткие позиции и наличия большого количества розничных инвесторов, готовых поучаствовать в необоснованном росте акций третьего эшелона, искусственно создать временный рост акций является несложной задачей. Кто и как это делал, должен выяснить Центральный банк».
По словам эксперта, в последний год разгоны акций третьего эшелона участились, однако случай «ЕвроТранса» «выделяется относительно большой капитализацией компании и резкостью движения под конец торгов». Сергей Кауфман напоминает, что до внезапного роста акций «ЕрвоТранс» имел достаточно высокую оценку по мультипликаторам, «которая не оправдывается перспективами роста бизнеса по зарядке электромобилей». По мнению аналитика «Финам», справедливая цена акций компании находится ниже отметки в 200 рублей.
Интересно, что в последний рабочий день декабря 2023 г. Арбитражный суд города Москвы принял к производству исковое заявление Банка Интеза о признании Олега Алексеенкова, генерального директора «ЕвроТранса», несостоятельным «в связи с наличием у него признаков банкротства». Размер искового требования — 89,3 млн рублей. Впрочем, эксперты не готовы напрямую связывать рост стоимости акций компании и финансовые проблемы ее руководителя. «Любые проблемы в жизни генерального директора опосредованно влияют на компанию. Тем не менее, я не вижу прямой связи между завышением курса акций и иском к физлицу», — указывает Александр Рыбин.
В ноябре 2023 г. «ЕвроТранс» провел IPO, в ходе которого привлек 13,5 млрд рублей. На момент старта торгов капитализация компании составила 40 млрд рублей. Акционерами компании стали около 20 тыс. розничных инвесторов. Эксперты считают первичное размещение акций «ЕвроТранса» успешным.