Всего в этот день в суд обратились четыре компании-контрагента, среди которых лизингодатель «Энергосорс», предприятие «Метробетон», «Водоканал Санкт-Петербурга» и фирма по производству металлоконструкций «АПК». Суммы исков разные, от 10 миллионов до 100 тысяч рублей.
Напомним, в январе власти Санкт-Петербурга расторгли три контракта с «Метростроем», в результате чего у коммерческих и муниципальных структур появились опасения, что свою кредиторскую задолженность метростроители не погасят ни в срок, ни вообще. Всё это происходит на фоне рассмотрения дела о признании ОАО несостоятельным. С такой инциативой в арбитраж обратилась межрайонная ИФНС по крупнейшим должникам по налогам и сборам. По данным фискалов, мастодонт и фактический монополист строительства питерской подземки задолжал в бюджеты разных уровней 788,9 млн рублей, среди которых доначисления по сомнительным сделкам поставки материалов и оборудования.
Смольный, в свою очередь, сначала подал свой иск на 46 миллионов рублей — в декабре 2018 года, но затем сменил гнев на милость, передумал разрывать контракты и даже согласился дать компании шанс восстановить свою добрую репутацию надежного генподрядчика.
При этом репутацию свою «Метрострой» целенаправленно разрушал последний десяток лет. Сроки строительства и ввода новых станций постоянно срывались — достаточно сказать, что две из давно запланированных, «Беговая» и «Новокрестовская», достраивались в обморочном режиме к чемпионату мира по футболу, и в результате, сразу же после мундиаля закрылись на ремонт и устранение недоделок. Если сравнить с темпами развития московской подземки, питерская с 2008 года приросла всего двумя станциями против 32 столичных и 6 км линий против 61 км в Москве. Конечно, объемы инвестиций тоже несопоставимы, однако и качество работ, и то, как ведет дела «Метрострой» постоянно вызывало аллергическую реакцию у властей. Новый врио губернатора Александр Беглов, по-видимому, отказался принимать статус-кво как должное и настоял на разрыве контрактов, утверждая, что исполнителей найти можно и минуя старейшую метростроительную компанию города.
Однако через 10 дней ветер переменился — по некоторым сообщениям, после обращения к главе города коллектива опальной компании. Власти согласились сохранить контракты, но взамен потребовали погасить долги по зарплатам, выйти из дела о банкротстве, замирившись с налоговой, и подтвердить жизнеспособность ОАО, окончательно завершив работы на Фрунзенском радиусе к июлю 2019 года (с опозданием более чем на год).
Очевидно, со вновь поступившими требованиями от кредиторов тоже предстоит разобраться в кратчайшие сроки. Иначе «Метрострою» всё же будут искать замену.