Тестовая отсечка
1 октября 2021 года в России вступает в силу законодательная норма, существенно ограничивающая возможности неквалифицированных инвесторов на долговом рынке. С этого дня им будет закрыт доступ к сложным финансовым инструментам, к которым относятся:— акции и облигации российских компаний, не допущенных к организованным торгам;
—ETF, допущенные к торгам, но не включенные в первые два котировальных списка;
—структурные и бессрочные облигации;
—внебиржевые производные финансовые инструменты;
—инвестиционные облигации;
—еврооблигации, допущенные к биржевым торгам, но с уровнем рейтинга ниже, чем установлен Банком России.
Ранее, 25 июня, Банк России запретил неквалифицированным инвесторам совершать сделки с рублевыми облигациями, чей рейтинг ниже ruВВB+ рейтингового агентства «Эксперт РА» или ВВB+(RU) — АКРА. А с 1 октября они не смогут приобретать облигации с рейтингом ниже ruААА и AAA (RU) от «Эксперт РА» и АКРА.
Неквалифицированным инвесторам доступны будут только самые простые и наименее рискованные инструменты: ипотечные облигации и облигации российских эмитентов с наивысшим уровнем кредитного рейтинга и инвестиционные паи биржевых, открытых и интервальных паевых фондов; акции, включенные в котировальные списки; государственные ценные бумаги Российской Федерации (ОФЗ), а также иностранные ценные бумаги, отвечающие определенным критериям (при условии раскрытия информации).
«Целеполагание регулятора состоит не в том, чтобы бороться с рынком высокодоходных облигаций, а в том, чтобы бороться с мисселингом сложных продуктов, при котором продавец взимает огромные комиссии», — объясняет управляющий директор по корпоративным и ESG-рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов.
Чтобы получить статус квалифицированного инвестора, частному инвестору необходимо соответствовать хотя бы одному из этих требований (N3629-У «О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами», Глава 2):
- рыночная стоимость активов не менее 6 млн рублей или объем сделок с периодичностью не реже десяти раз в квартал и не реже одного раза в месяц на сумму не менее 6 млн рублей;
- опыт работы с ценными бумагами в компании со статусом профессионального участника рынка ценных бумаг не менее 2 лет;
- высшее экономическое образование (диплом организации, которая на момент выдачи указанного документа осуществляла аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг);
- квалификационный аттестат специалиста финансового рынка, квалификационный аттестат аудитора, квалификационный аттестат страхового актуария, сертификаты CFA, CIIA или FRM.
Помимо получения статуса доступ к маржинальной торговле и неспонсируемым иностранным ETF открывает успешное прохождение с 1 октября 2021 года теста у брокера.
Неквалифицированный инвестор сможет пройти бесплатный тест по одному из инструментов, который планирует использовать при работе на долговом рынке. Среди них:
- маржинальные необеспеченные сделки;
- структурные облигации;
- паи закрытых ПИФов;
- облигации российских эмитентов без кредитного рейтинга или с рейтингом ниже уровня, установленного Банком России;
- иностранные ETF, включая спонсируемые ETF, доходность по которым определяется индексом, не входящим в установленный Банком России перечень.
По каждому виду инструмента инвестор должен будет ответить на семь вопросов: три — на имеющийся у него опыт работы на финансовом рынке и четыре — на знания. Вопросы теста призваны помочь людям оценить свои знания и принимаемые на себя риски, отметили представители Банка России. Тест нельзя будет пройти по телефону и с использованием мессенджеров, при этом количество попыток при сдаче теста неограниченно.
Ушли под закон
Павел Митрофанов рассказал о том, что из всего объема российского рынка облигаций, который оценивается в 33,3 трлн рублей, рейтинг ниже ruААА имеют бумаги на сумму 24,3 трлн рублей. Фактически сюда попадает абсолютное большинство эмитентов публичного долга. В этом сегменте находятся и высокодоходные бумаги, которые представляют наибольший интерес для инвесторов — физлиц.«Если считать по эмитентам: 469 из 512 эмитентов формально не подходят под критерии для инвестирования средств неквалов после 1 октября, поскольку у них кредитный рейтинг ниже ruAAA или отсутствует вовсе», — констатирует Павел Митрофанов.
Квалифицированных инвесторов на российском долговом рынке всего 2% или 255 тыс. человек, со своей стороны, отмечают в Ассоциации владельцев облигаций (АВО).
«Однако в денежном выражении на долю неквалов приходится 31% капитала, при этом только 18% средств они инвестируют в корпоративные облигации. С помощью простого подсчета можно определить, что закон затронет 5-6% рынка или, если в денежном выражении, около 400 млрд рублей (общий объем средств физических лиц на брокерских счетах составляет 6,6 трлн рублей)», — заключили в Ассоциации.
Новый закон неизбежно коснётся и вторичного рынка ценных бумаг, считает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Ковалев. Кроме этого, это предполагает снижение ликвидности в биржевом сегменте ВДО.
«Дело в том, что, по данным Мосбиржи, доля квалифицированных среди активных инвесторов на рынке облигаций за первое полугодие 2021 года составила всего 7% от общего числа физлиц, совершающих сделки с облигациями. Таким образом, необходимость получения статуса квала может негативно сказаться на ликвидности большинства торгуемых высокодоходных бумаг», — отмечает Алексей Ковалев.
Просчитанные риски
Ограничение доступа неквалифицированных инвесторов к ряду финансовых инструментов усилило тренд на увеличение рейтингового покрытия облигационного рынка, указывает директор группы корпоративных рейтингов, руководитель направления среднего бизнеса АКРА Александр Гущин.«Безусловно, спрос на рейтинги растет. Этот процесс идет уже достаточно давно: сначала его прошел первый эшелон, теперь компании меньшего размера. Полагаю, в обозримом будущем и для эмитентов сегмента МСП наличие рейтинга также станет чем-то общепринятым», — считает он.
По мнению Павла Митрофанова, использование кредитных рейтингов уже вышло за рамки формальных требований регулирования: «Первоначальным драйвером развития кредитных рейтингов было регулирование, а затем участники рынка убедились, что рейтинги — удобный инструмент как для эмитента (возможность себя выгодно продать), так и для организаторов, для банков, для любых институциональных инвесторов». Удобны рейтинги и для физлиц, желающих заработать на облигациях.
«Даже если человек не разбирается в рейтингах, он, как минимум, может сравнить их по буквам. Если же он хочет разобраться, то может прочитать рейтинговый пресс-релиз, где подробно описаны факторы риска и факторы устойчивости компании, которые позволяют понять адекватную ли доходность дает эмитент», — говорит представитель «Эксперт РА».
В качестве своих рейтингов в «Эксперт РА» не сомневаются. Практически все дефолты происходят у эмитентов с рейтингами либо преддефолтного уровня, либо близкими к нему. «Кроме того, за качеством методологии и ее соблюдением следит Банк России, который также наблюдает, как агентство присваивает и пересматривает рейтинги», — подчеркнул Павел Митрофанов.
В «Эксперт РА» уверены, что в ближайшие годы работы у рейтинговых агентств только прибавится. В частности, расширению рейтингового покрытия способствует политика Московской биржи и СПБ Биржи. Торговые площадки используют рейтинг в качестве отсечки, например, для включения и поддержания соответствующих облигаций в различных секторах.
«Московская биржа собирается ввести требование к минимальному кредитному рейтингу облигаций, входящих в Сектор роста, где доминируют эмитенты ВДО. Предполагаем, что в ближайшем будущем получение рейтинга станет обязательным критерием для размещения облигаций, что увеличит количество обращений в рейтинговые агентства, их роль на рынке только вырастет», — отметили в Ассоциации владельцев облигаций.
Будет несложно
Опрошенные Boomin эксперты не видят больших сложностей для прохождения неквалифицированными инвесторами теста на знание финансовых инструментов. «Тестирование нацелено, скорее, на ознакомление с инструментами и возможностями рынка и дает необходимый базовый уровень знаний для первых шагов в инвестировании», — говорит аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Ковалев. — Из позитивных ожиданий — погружение в изучение материалов тестирования может дать толчок для более глубокого изучения этой сферы».«Поскольку облигации по своей сути — простой финансовый инструмент, а также судя по тем вопросам, на которые нужно будет ответить при тестировании, пройти тест конкретно по облигациям будет несложно. Достаточно будет уделить несколько дней изучению вопроса, чтобы уяснить, что такое кредитное качество, что такое кредитный риск, и понять, что облигации — это долговой инструмент, в отличие от акций», — считает Павел Митрофанов.
Но даже при отрицательном результате тестирования у инвестора останется право купить любой инструмент, правда под специальное уведомление о принятии на себя рисков и их последствий и на сумму не более 100 тыс. рублей за одну сделку. «Бонус состоит в том, что, если брокер «случайно» продает такие облигации инвестору без прохождения тестирования и без подписанного уведомления о рисках, то покупатель имеет право «откатить» сделку и требовать от брокера возмещения понесенных убытков», — отметили в Ассоциации владельцев облигаций.
Впрочем, брокеры не только берут на себя организацию процесса тестирования, но и занимаются подготовкой инвесторов к сдаче тестов. В частности, на это направлены учебные центры ИК «Фридом Финанс» и ФГ «ФИНАМ». «Во всех каналах нашей коммуникации с инвесторами мы детально знакомим их с правилами и регламентом тестирования, чтобы помочь подготовиться к его успешному прохождению», — говорит Алексей Ковалев. Из 124 тыс. клиентов ИК «Фридом Финанс», зарегистрированных на Московской бирже, статус квалифицированных имеют 16%. «Мы ожидаем, что около 40% наших клиентов в конечном итоге получат квалификацию», — рассказал заместитель генерального директора ИК «Фридом Финанс» Сергей Носов в интервью для Boomin.
Прозрачный рост
Участники Ассоциации владельцев облигаций убеждены, что новые правила игры не смогут глобально повлиять на спрос и предложение на рынке высокодоходных облигаций. Но то, что рынок «потрясет» несколько месяцев пока его участники не приспособятся к новым условиям, не вызывает сомнения ни у кого из опрошенных Boomin участников. И в первую очередь пострадают эмитенты, представляющие малый и средний бизнес (МСБ): из-за низких рейтингов снизится их ликвидность. Но уже через полгода значительная часть игроков вернется на рынок ВДО.«Рынок ВДО в настоящий момент формируют в основном квалифицированные инвесторы. Для них после 1 октября никаких изменений не произойдет. Более того, ряд организаторов полностью перешли на выпуск эмиссий только для квалов. Многие «поклонники» рынка ВДО уже позаботились о получении статуса квалифицированного инвестора через своих брокеров», — констатируют в АВО.
Концентрация физлиц на рынке публичного долга чрезвычайно высока: около 90% всех денег находятся у 5% людей, отмечает Павел Митрофанов. Все эти люди — квалифицированные инвесторы по определению, и останутся на рынке после 1 октября. «Скорее всего, именно они и делали настоящий оборот, тот, который влиял и на успешность размещения, и на ликвидность бумаг, — говорит представитель «Эксперт РА». — Поэтому мы считаем, что драматических изменений на рынке публичного долга не произойдет. Тут есть еще отдельная точка роста — это появление ПИФов на «запрещенку», поскольку ПИФы можно продавать физлицам без ограничений по рейтингу».
Инвестируя в ПИФ, неквалифицированный инвестор не просто получает доступ к высокодоходным бумагам эмитентов с низким уровнем рейтинга или вообще без рейтинга, но и право на профессиональную консультацию, что позволяет минимизировать риски, подчеркивают участники рынка. Подробнее о биржевых ПИФах в сегменте ВДО читайте в нашей статье.
В ближайшие несколько лет рынок облигаций ждет активный приток новых эмитентов из сектора малого и среднего предпринимательства, считают эксперты. «По моим наблюдениям, эффективная ставка заимствований на облигационном рынке для небольших компаний выше банковского финансирования. Поэтому основная мотивация выпуска облигаций обычно лежит в плоскости удлинения сроков заимствований, их беззалоговый характер и в целом курс на диверсификацию источников финансирования. Но есть случаи, когда облигации — единственный способ привлечь заемное финансирование, так как активов, способных выступить в качестве залога для банка, у компании нет», — говорит Александр Гущин из АКРА.
Эмитентов в АКРА условно разделяет на две группы: первая при помощи облигаций решает сиюминутные задачи, вторая — выстраивает долгосрочную стратегию работы на финансовых рынках.
«К сожалению, в основном только компании второй группы готовы работать над собой, повышать свою прозрачность и т.п. Первые же не видят в этом смысла, так как ценные бумаги и рейтинг для них — инструменты достижения текущих целей», — заключает Александр Гущин.
«Для компаний МСБ получить финансирование под 13% и даже под 15% без залогов — абсолютно приемлемо, потому что еще несколько лет назад первоклассные эмитенты занимали под ставки от 10%, а представители МСБ — под 25-30% и при этом нормально себя чувствовали», — напоминает Павел Митрофанов.
Правда, чтобы выйти на рынок облигаций таким предприятиям придется быть готовым к повышению прозрачности. Именно этот тренд станет приоритетным для эмитентов, имеющих долгосрочную стратегию на долговом рынке, в «работе над собой». Ведь биржа, рейтинговое агентство и организатор выпуска требуют от эмитента качественной аудированной отчетности, в идеале — по МСФО.