Контркоронавирусные меры — это не только маски, антисептики, дистанция и частое мытье рук. Это еще и те действия, которые предпринимал бизнес в условиях самоизоляции, вызвавшей резкий спад спроса в ряде отраслей. Ранее мы рассказывали о том, какие компании оказались в зоне риска от сложившейся ситуации, а какие получили драйвер роста.
Иллюстрация: unsplash.com
В этом выпуске мы рассмотрим примеры того, как эмитенты облигаций справлялись с ситуацией пандемии и старались удержаться на рынке.
Какие же отрасли пострадали больше других? По данным Tinkoff CoronaIndex, наибольшее влияние пандемия оказала на деятельность транспорта, общественного питания, сферы туризма и развлечений, магазинов одежды и обуви.
100% — среднее значение в феврале 2020 года, до начала пандемии в России. Изменения рассчитаны как разница средних значений за февраль и за последнюю неделю июля.
По данным «Платформы ОФД», в период самоизоляции произошел существенный рост продаж товаров для строительства и хозяйства: оставшись дома, большинство решило заняться ремонтом. При этом ввиду ограничений в перемещении нарастили доходы магазины у дома и продуктовые супермаркеты, заменившие походы в ресторан и употребление фастфуда в ритме активной жизни. Массовая цифровизация и переход на удаленную работу способствовали росту продаж электроники и гаджетов.
Одной из самых популярных и очевидных мер для бизнеса стало развитие интернет-магазинов и интернет-платформ.
Из-за сложной эпидемиологической обстановки все заведения сети в Новосибирске, Москве, Барнауле, Томске и Якутске стали работать навынос. В первые дни самоизоляции в сжатые сроки Kuzina запустила собственный интернет-магазин с доставкой в Новосибирске и Москве. Со временем география доставки расширилась за счет Барнаула и Томска. Помимо интернет-магазина продолжала работать доставка на дом через агрегаторы «Яндекс. Еда» и Delivery Club.
Kuzina за последнее время внедрила сразу две программы, позволяющие клиентам получать бонусы и скидки. Первая — программа лояльности, по которой постоянные покупатели начали получать на виртуальную карту кэшбэк в размере от 5 до 10%. Вторая — партнерство с программой «Спасибо от Сбербанка», по условиям которой все покупатели, рассчитывающиеся картой Сбербанка, получают бонусы в размере 5% от суммы покупки.
Сеть фитнес-клубов Bright Fit в первые дни введения режима самоизоляции запустила проект PEREVES online — фитнес-портал с разнообразными видеотренировками, обучающими материалами, планами питания. Всем действующим клиентам был предоставлен эксклюзивный доступ к платформе, а для новых — объявили скидку на покупку курса. Кроме того, сеть начала проводить онлайн-тренировки через Zoom, а также опубликовала списки тренеров для возможности онлайн-ведения клиентов.
Сеть мультибрендовых магазинов lady & gentleman CITY смогла развить продажи через интернет-каналы в максимально сжатые сроки и увеличить их объем более чем в 2 раза. Кроме того, запущено 12 новых брендов, для покупателей введена бесплатная и бесконтактная доставка по всей России, отменена предоплата заказов, усилены меры безопасности на всех этапах сборки и доставки, увеличен срок возврата товаров.
Ряд компаний предоставил своим клиентам возможность получать скидки и рассрочки платежей.
В сложившейся ситуации для поддержки арендаторов ФПК «Гарант-Инвест» обратилась в банки-кредиторы за получением отсрочки выплат по кредитам. В результате между «Сбербанком» и предприятиями-заемщиками ФПК «Гарант-Инвест» были подписаны дополнительные соглашения о переносе выплат по основному долгу и начисленным процентам, приходящихся на 2 квартал 2020 г. в cash sweep. Со своими арендаторами в торговых центрах компания проводила переговоры о возможности предоставления скидок и отсрочек по аренде.
Компания ввела кредитные каникулы для заемщиков-физических лиц, заболевших коронавирусной инфекцией. Для таких клиентов предусмотрена отсрочка по внесению платежей по займу без применения штрафных санкций на срок от 1-го до 6-ти месяцев с даты принятия положительного решения. При этом в компании отметили рост займов под залог автомобиля в период самоизоляции для рефинансирования других долгов (увеличение доли таких займов с 2% в 2019 году до 24% в 2020).
В связи с самоизоляцией в период пандемии коронавируса «Брусника» ввела программу льготной ипотеки и предоставила клиентам возможность заключать сделки в удаленном формате из дома. Кроме того, компания запустила онлайн-лекторий, посвященный градостроительству, архитектуре и урбанистке.
Другие компании решили диверсифицировать бизнес и запустили новые направления
Большинство павильонов сети продолжало работу в период самоизоляции с применением дополнительных мер по обеспечению безопасности. При этом основатели сети в мае открыли первый павильон под вывеской «Родные блины» с целью увеличения загрузки производства «Дядя Дёнер». В результате родилось новое направление, которое компания активно развивает.
«Левенгук» сумел использовать кризис во благо. Благодаря снижению стоимости труда и арендных ставок в долларовом эквиваленте, а также конкурентным ценам, компания вышла на европейский рынок.
В апреле «Всеинструменты.ру» запустил маркетплейс для малого и среднего бизнеса, который больше всего пострадал в период пандемии. В результате продажи магазина выросли на 34% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В мае к маркетплейсу присоединились уже 500 поставщиков, на сайт выведено 48 000 новых товаров.
«ГрузовичкоФ» и «ТаксовичкоФ» в первые дни введения режима самоизоляции объявили о запуске новой услуги по доставке продуктов питания и медикаментов. Сервис предполагает заказ из любого продуктового магазина или аптеки по выбору клиента, в стоимость услуги включается сумма чека и оплата доставки. «ТаксовичкоФ» для реализации новой услуги ввел в приложении тариф «Курьерчикоф», а также доставку готовой еды через сервис «Dostaевский».