Об изменениях для отрасли и о том, как обстоят дела компании в сложившейся геополитической ситуации, рассказал Игорь Олегович Головня, генеральный директор ООО ТК «Нафтатранс плюс» — крупнейшего в Сибири частного независимого нефтетрейдера.
— Как коснулась текущая мировая ситуация вашего бизнеса и в целом отрасли? Каковы прогнозы по последствиям?
— Мы видим несколько значительных изменений, как следствие введенных санкций.
И первое — поднятие процентных ставок по кредитным договорам — это тот фактор, который наиболее ощутим для бизнеса. Ряд наших кредитов привязан к ключевой ставке ЦБ.
Второе, это то, что на протяжении двух недель в России фиксируется падение закупочных цен на нефтепродукты, и прогнозируется дальнейшее снижение. Такая ситуация складывается из-за избытка предложений на рынке — все те, кто экспортировал топливо, столкнулись с проблемами в реализации своих объемов. Снижение оптовых цен приведет и к снижению цен в рознице, соответственно.
В целом, сейчас крайне сложно оценить ситуацию, поскольку она меняется каждый день, в частности касаемо того, какие иностранные бренды уходят, а какие остаются. Как пример, бренд Shell — информация в открытых источниках за короткое время менялась очень резко: сначала было заявлено, что компания вышла из Северного потока совместно с «Газпром», затем озвучивалось, что завод по производству масел и сеть АЗС компании остаются, далее, после, вероятно, очередной волны давления со стороны их правительства Shell заявил, что уходит с рынка России полностью, и в итоге после общего совещания был выпущен пресс-релиз о положительном решении остаться на рынке.
Совместно с компаниями-партнерами мы продолжаем работу по всем направлениям: закуп на бирже и торговля топливом идут, транспортировка осуществляется, розница ведет работу. Каждый бизнес сейчас ищет пути решения проблемных вопросов в сложившейся ситуации, и мы не исключение. О прогнозах говорить сейчас бессмысленно, в нынешних реалиях вряд ли даже какое-либо аналитическое агентство способно спрогнозировать ситуацию.
— Насколько компания импортозависима?
— Так как наш рынок локальный и мы не ведем бизнес с иностранными контрагентами, то в части импорта изменения коснулись только транспортного направления, которое развиваем совместно с компаниями-партнерами (автопарки находятся в собственности ООО «Нафтатранс-М» и ООО ТК «СТК»): остановлены отгрузки готовых транспортных средств, выкупленных в лизинг у Scania и Volvo. Из 28 единиц техники недополучено 15 запланированных. Вопрос решается, возможно будут рассмотрены альтернативные поставщики.
Касаемо запчастей: есть задержки в поставках, но закупки по-прежнему осуществляются по долгосрочным контактам. В части техобслуживания также у ООО «Нафтатранс-М» и ООО ТК «СТК» имеется достаточно хорошая собственная сервисная база.
— Одним из ключевых клиентов компании «Нафтатранс плюс» является компания «Роснефть». Разрыв контракта зарубежных партнеров с «Роснефть» (выход из состава совета директоров) отразился ли каким-то образом на вашем сотрудничестве с компанией?
— Это никак не отразилось на наших взаимоотношениях. С расторжением контракта с зарубежными партнерами, работа компании «Роснефть» в России на этом не прекращается, мы можем предположить, что данный факт может повлиять только, к примеру, на инвестиционные планы компании по добыче сырья либо на поставку объемов топлива за границу. Внутри России это никак не должно отразиться.
— Касаемо сотрудничества с французской корпорацией Air Liquide — как обстоят дела в связи с сегодняшней ситуацией?
— Мы продолжаем сотрудничество, и ведем переговоры о расширении объемов поставок.
— Коллаборация с сибирской фуд-сетью TomYumBar на АЗС на Фабричной (Shell) — как продвигаются дела?
— Никаких отрицательных изменений нет. Продолжается совместная работа, в планах перенести бар в кофейную зону, а фудтрак TomYumBar на другую АЗС, тем самым расширив присутствие партнера на наших точках. Планы по переносу намечены на лето, поскольку требуется предварительная техническая подготовка.
— В 2022 году планировалось провести реконструкцию и ребрендинг ряда заправочных станций, которые развиваются при сотрудничестве ООО ТК «Нафтатранс плюс» и ООО «АЗС-Люкс». В связи со сложившейся ситуацией скорректируются ли планы?
— На всех АЗС под брендом «Лукойл», как и планировалось, мы будем проводить реконструкцию и «переодевать» станции либо под бренд Shell, либо NAFTA24. Какой бренд на какой АЗС — будем смотреть по ситуации. Сейчас у нас три АЗС «Лукойл», одна из них располагается по адресу на улице Грузинской — совсем недавно мы закрыли ее на реконструкцию, по факту проведения которой, АЗС будет работать под брендом Shell.
— Какие меры поддержки от государства/региона имеются на сегодня для отрасли?
— Ряд планируемых мер озвучивается, но мы все понимаем, что сказанное должно быть подкреплено огромной документальной базой, что требует определенного времени. Конечно, мы ждем каких-то послаблений — в части льготного кредитования малого и среднего бизнеса и надеемся на понижения ставки ЦБ.