Александр Тертычный: «Хилинг-отель в Сочи был этаким стартапом, на котором хотелось проверить саму идею»
Четыре с половиной года назад компания «Антерра» реализовала в Сочи первый в России проект хилинг-отеля, став членом международной ассоциации Healing Hotels of The World. Успех отеля Green flow на курорте «Роза Хутор» дал старт новым проектам, которые компания реализует в самых известных «местах силы» в стране. О специфике хилинг-подхода, последствиях ухода с российского рынка Booking. com, окупаемости новых проектов и выходе на публичный долговой рынок в интервью Boomin рассказал основатель и генеральный директор компании «Антерра» Александр Тертычный.

«Курорт отличный, но есть что улучшить»

— Александр, чем вас, бывшего совладельца и руководителя «Нефтетранссервиса», компании-оператора железнодорожных перевозок с 50-миллиардным оборотом, заинтересовал отельный бизнес?

— После выхода в 2015 г. из «Нефтетранссервиса» я задумался над тем, чтобы открыть оздоровительный центр. Мне импонировала концепция хилинг-отелей высокого класса, которую представляет международная ассоциация Healing Hotels of The World. В России таких проектов еще не было. В мире их — более 100. В хилинге (healing в переводе с английского — «исцеление») всё направлено на эмоциональное и физическое восстановление гостя, на обретение гармонии с собой и окружающим миром. Правильная восстанавливающая атмосфера для отдыха складывается из множества компонентов: это и окружающая природа, и расслабляющие SPA, и водные процедуры, и вкусная кухня из местных продуктов, и особый подход к сервису, и well-being и хилинг-программы — самое главное, во всем должен быть баланс, всё должно быть максимально естественно и непринужденно.

— Трудно было найти подходящее место?

— Для хилинг-проекта расположение имеет первостепенное значение. Место под отель Green flow помог найти случай. В феврале 2015 г. я с одним из сыновей приехал в Сочи на «Роза Хутор» покататься на лыжах. Курортом управляли мои друзья, и я решил поделиться с ними обратной связью: рассказал, что курорт отличный, но есть что улучшить, и подсказал, что именно. Через некоторое время они мне перезвонили и предложили инвестировать в отель в горной олимпийской деревне. После завершения Олимпиады большинство гостиниц пустовало, и была возможность выбора. Когда я зашел в здание, в котором сейчас расположен Green flow, и увидел, какая открывается панорама, решение тут же было принято. Уже через полгода после начала работы отеля, когда заработало сарафанное радио, стало понятно, что проект состоялся.

— Чем наполнение хилинг-отеля отличается от просто хорошей гостиницы?

— Дело не столько в наполнении, сколько в создаваемой атмосфере. Комфорт вокруг должен вызывать внутренний комфорт. В «хилинге» пространство создается таким образом, чтобы человека ничего не отвлекало. Внутри отеля не должно быть никакой рекламы. В номерах — однотонные стены природных оттенков, натуральные материалы, минималистичный декор, удобная мебель, ортопедические матрасы. Мы делаем акцент на здоровом питании как по качеству продуктов, так и по способу их приготовления. Важное место отводится оздоровительным программам и SPA — массажу, молочным ваннам, обертыванию, йоге, медитациям. И на базе отеля мы проводим обучающие семинары и мастер-классы, на которых гости порой впервые узнают о базовых возможностях восстановления. Мы с какой-то точки зрения образовательный проект — за время отдыха наши гости перенимают правильные полезные привычки, которые потом легко привносят в свою повседневную жизнь.

— Сколько номеров в отеле Green flow и какой он категории?

— Большинство отелей, входящих в ассоциацию Healing Hotels of The World, пятизвездочные. Наш отель имеет четыре звезды, но по сервису приближается к пяти звездам. В гостинице — 154 номера. Это золотая середина для такого бизнеса.

— Какова заполняемость отеля? Насколько остра проблема сезонности для вашего бизнеса?

— «Роза Хутор» как курорт имеет свою специфику: здесь два высоких сезона. Зимний сезон длится с конца декабря по конец марта, летний — с середины июня по конец сентября. Но каких-то существенных сезонных колебаний мы в своем бизнесе не ощущаем.

Если в высокий сезон загрузка отеля — 80-90%, то в межсезонье — 70-80%. Последние два года среднегодовая загрузка держится на уровне 82%. Это на 10-12% больше, чем в среднем показывают участники курорта.



— Как на загрузке отеля сказалась приостановка работы в России сервиса Booking. com?

— Мы ее не почувствовали. После ухода с российского рынка Booking. com его доля оказалась органично распределена между другими участниками рынка. Часть гостей бронирует номера на нашем сайте, часть перешла на российские онлайн-агрегаторы, такие как Ostrovok, Яндекс. Путешествия и Bronevik. Увеличилась доля бронирования номеров через крупных туроператоров, таких как TUI, Pegas, «Библио Глобус».

— А закрытие границ на фоне украинских событий как-то сказалось на вашем бизнесе?

— Как туристический кластер «Роза Хутор» не ориентирован на иностранных гостей. У нас были гости из Китая, Европы, Ближнего Востока, но их доля минимальна, на уровне статистической погрешности.

— Какие инвестиции были вложены в Green flow?

— Здание гостиницы мы взяли в аренду на 13 лет. В реконструкцию вложили порядка 350 млн рублей.

— Каких вложений требует текущее содержание и ремонт отеля?

— На поддержание высокого уровня номерного фонда отеля мы направляем от двух до трех процентов от выручки.

— По истечении 13 лет снова возьмете отель в аренду?

— У нас приоритетное право на пролонгацию договора аренды. Планируем продолжать развивать отель.

— Какую рентабельность показывает бизнес?

— Рентабельность по EBITDA в 2021 г. была на уровне 34%.


«Преобразуем бывшую усадьбу Гурьевых» 

— В 2019 г. компания заявила о планах развития в регионах. Что на это повлияло?

— Хилинг-отель в Сочи был этаким стартапом, на котором хотелось проверить саму идею. Мы сразу исходили из того, что это будет тиражируемый проект. У нас есть четкое понимание, как масштабировать наш подход.

Когда стало понятно, что хиллинг в России востребован, начался поиск локаций под новые проекты. Свой выбор мы остановили на «местах силы» — уникальных территориях, о которых знает весь мир. Это Карелия, Горный Алтай, Байкал, Камчатка, Якутия, Сахалин, Калининградская область...



Сейчас в работе три инвестиционных проекта. Два из них — на Байкале и в Калужской области — реализуются в хилинг-концепции, в Санкт-Петербурге мы делаем оздоровительный центр. Еще несколько хилинг-проектов находится на этапе согласования земельных участков.

— Что строите на Байкале?

— На территории особой экономической зоны «Байкальская гавань» в Бурятии строим курортный центр. Строительство первой очереди суммарной площадью 18 тыс. кв. м — отель на 153 номера, термальный комплекс и медицинский центр, а также 20 бунгало и уличный ресторан — планируем завершить в I квартале 2024 г. Вторая очередь будет состоять из 100 апартаментов и детского центра. Это должно быть построено к концу 2024 г. В прошлом году проект прошел экологическую и строительно-техническую экспертизы. Сейчас стройка находится на этапе котлована. Стоимость проекта — около 2 млрд рублей.

— Насколько сложно было согласовать проект на Байкале?

— Байкал охраняется государством, а 80-километровая территория вокруг него входит в охранную зону.

Мы прошли государственную экологическую экспертизу — непростой процесс. Но мы понимаем, что Байкал нужно сохранить, и лучше перестраховаться, чем что-то упустить и нанести озеру вред.



Со стороны чиновников мы встречали только содействие — и на уровне главы республики Бурятия и его команды, и на уровне руководства особой экономической зоны. Взаимодействие было отличное, все вопросы решались в рабочем порядке без каких-либо бюрократических препон. Реализация этого проекта на Байкале нас много чему научила. Здесь очень сложные геологические условия для проектирования и строительства — сейсмичность 9 баллов и выше.

— А почему Калужская область?

— Здесь красиво, спокойно, умиротворенно. Два года назад мы купили в Калужской области, недалеко от Малоярославца, земельный участок в 50 гектаров. Потом докупили еще 110 гектаров сельскохозяйственных земель. Преобразуем бывшую усадьбу Гурьевых, где когда-то жил граф Дмитрий Гурьев, по фамилии которого названа знаменитая каша. Мы строим загородный курорт, совмещенный с фермерским хозяйством. Сажаем сады, делаем пруды, которые займут территорию в 14 га, закупили коров. Наша задача — чтобы туристический комплекс на 80% обеспечивал себя органическими продуктами. Проект будет отвечать принципам устойчивого сельского хозяйства, без применения химии.

Планируем к лету 2023 г. построить отель на 133 номера, который разместится в пяти корпусах, 15 бунгало и термальный комплекс площадью 2 тыс. кв. м. Объем инвестиций — 1,2 млрд рублей.




«95% сотрудников нашего отеля — это приезжие»

— Как будет строиться управление гостиничными комплексами после их запуска?

— Полтора года назад мы приняли решение передать управление гостиницей на «Розе Хутор» в Москву. Все стратегические вопросы, связанные с развитием новых отелей, также будут решаться в Москве. Менеджмент на местах будет заниматься операционной работой, тем, что связано с гостями и функционированием отеля. Как член ассоциации Healing Hotels of The World мы внедряем стандарты, в том числе управления бизнесом, которые приняты этой организацией. Их более ста. Это позволяет поддерживать высокий уровень сервиса. По всем нашим инвестпроектам мы консультируемся с ассоциацией. Свежий независимый взгляд позволяет выявить недостатки, сделать продукт лучше.

— Существует ли кадровая проблема на вашем рынке?

— Большим плюсом для нас стало то, что первый проект был реализован в Сочи. Мы научились подбирать сотрудников в других регионах. Альтернативы просто не было. В поселке Красная Поляна, в непосредственной близости от «Розы Хутор», живет всего 5 тыс. человек. Из Сочи до «Розы Хутор» ехать на машине около полутора часов. Это неблизко даже по московским меркам. Поэтому 95% сотрудников нашего отеля — это приезжие. Мы предоставляем им жилье, питание, трансфер. Планируем делать так же и в других регионах. Надо отметить, что молодежь готова переезжать в те уникальные места, где мы строим свои объекты. Им интересно знакомиться с природой и местной культурой.

— Какие хилинг-проекты сейчас находятся в проработке?

— Проект на Камчатке находится на этапе утверждения земельного участка. Это район реки Паратунка. Здесь расположены термальные источники, позволяющие не только купаться в любое время года, но и обогревать здания. В ближайшие две-три недели рассчитываем выйти на подписание соглашения с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, получить земельный участок и идти дальше. Возведение всей инженерной инфраструктуры — вода, тепло, электричество — берет на себя государство. Эта работа должна завершиться к концу 2023 г., после чего мы выйдем на строительную площадку.

На Сахалине мы уже определились с участком, сейчас ведем финальные переговоры с руководством области. Это территория спортивно-туристического комплекса «Горный воздух». Согласовываем параметры проекта.

В Якутии мы выбрали участок еще в прошлом году. Это в районе Ленских столбов, которые являются объектом ЮНЕСКО. Наш проект внесен в план развития территории. Мы уже провели маркетинговые исследования, сейчас ждем подведения к участку инженерных сетей. В наших планах — начало строительства в 2024 г.

Во всех новых случаях за основу берем байкальский проект.


«Мы хотим зайти в города-миллионники»

— Что собой будет представлять оздоровительный комплекс в Санкт-Петербурге?

— Проект реализуется в непосредственной близости от Лахта-Центра. Это будет отдельно стоящий термальный комплекс площадью 3,2 тыс. кв. м. Около 650 кв. метров займут бассейны с разными видами минеральных вод, тренажерный зал и залы для групповых тренировок, а также медицинский центр. Все направлено на оздоровление людей. Пребывание в центре рассчитано на два-три часа. Сейчас в здании идут отделочные работы, открытие комплекса запланировано на III квартал этого года. Общие вложения в проект составят 550 млн рублей.

— Этот проект вы также планируете масштабировать?

Да, мы хотим зайти в города-миллионники и крупные региональные центры. Купили два земельных участка в Московской области, а также подписали договор на покупку участка в Новой Москве, в районе поселка Коммунарка. Покупаем землю под оздоровительный центр в одном из новых микрорайонов Якутска.



— За какое время вы планируете окупить инвестиции в проекты?

— Окупаемость строительства хилинг-отелей составляет около 10 лет, оздоровительного центра — четыре-пять лет.

— Строите на заемные средства?

— И на собственные, и на заемные. Всю заработанную в Сочи прибыль мы направляем на реализацию новых проектов. Привлекаем проектное финансирование от крупных российских банков в пропорции 30% на 70%. Поскольку государство стимулирует развитие туристической отрасли, кредиты для нас льготные — под 5% годовых.

— Почему вы решили выйти на фондовый рынок?

— Биржевые облигации — это инструмент, который не только позволяет привлечь инвестиции и диверсифицировать источники финансирования, но и повысить узнаваемость бренда.

— Каковы параметры дебютного выпуска?

— Объем выпуска составит 150 млн рублей, ориентир ставки ежеквартального купона — 17-19% годовых. Срок обращения бумаг — два года. Оферты не запланированы.

— На что планируется направить привлеченные на бирже средства?

— На реализацию проекта на Байкале. Если практика окажется удачной и будет выгодна обеим сторонам — и нам, и инвесторам, — будем размещать новые выпуски.
Гостиничный бизнес
Антерра
Биржевые компании

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку