Розничные цены на бензин – вечно актуальная тема для разговора. Особенно в России, где потребители очень чувствительны даже к малейшему колебанию цены. А вот о том, как функционирует рынок нефтепродуктов, обычно говорят мало и только в узких кругах. Но в последние месяцы в этом сегменте произошло столько событий, конфликтов, резких решений и заявлений, в том числе, крупнейших игроков и даже первых лиц государства, что многие взгляды оказались прикованы к Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Вот и аналитики Boomin решили разобраться, кто и сколько зарабатывает на торговле ГСМ на самом деле, и почему в нашей стране бензин дешевле газировки.
Рынок нефтепродуктов безгранично большой, причем во многих аспектах. Мы постарались его структурировать и описать с точки зрения основного количества участников. В этом нам помогли коллеги из компании «Юниметрикс», которая является одним из активных участников биржевых торгов с оборотом за полгода 700 млн рублей.
Для того, чтобы определить общий контур рынка, мы обратились к основному рыночному источнику — Санкт-Петербургской Международной Товарно-Сырьевой Бирже. Именно там проходят основные торги нефтепродуктами, и именно по данным Биржи можно определить основных их участников.
Всего за июнь-декабрь прошло сделок на сумму более 1,14 трлн рублей. Более 50% рынка приходится на 9 компаний, 20 крупнейших трейдеров делают 64% рынка.
Безусловным лидером является «Роснефть» с объемом торгов более 190 млрд рублей в год, которая, собственно, и формирует рынок.
Без «Роснефти» биржевых торгов не будет. Это компания прекрасно продемонстрировала в ноябре прошлого года, когда устроила «биржевую забастовку», отказавшись продавать топливо независимым трейдерам. Cделки, конечно, были, но для «своего круга», а «спекулянты», которых «Роснефть» обвинила в недобросовестной работе и на которых переложила ответственность за рост цен, фактически не могли купить ГСМ. В результате - локальный кризис, который больно ударил по регионам и взвинтил цены еще больше.
Несмотря на жёсткие меры (запрет на участие трейдеров до 31 марта 2019 года), большинству участников всё же удалось сохранить свое место на бирже. К торгам допустили компании, имеющие собственные нефтеналивные терминалы и АЗС, т.е. непосредственных продавцов ГСМ, исключив только чистых «спекулянтов». Поэтому тот же «Солид» остался в игре, так как имеет собственную сеть заправок.
Все активные участники биржи (безусловно, не только ВИНКи, но и частные трейдеры) имеют свои или партнерские нефтебазы, куда купленное топливо доставляют железнодорожными цистернами. Затем трейдеры реализуют топливо мелкооптовым участникам и конечным потребителям, например, частным сетям АЗС, уже у себя в регионах.
Также важным звеном рынка являются региональные заводы-производители, которые закрывают потребности как региональных крупных трейдеров, в том числе с собственными нефтебазами, так и конечных клиентов – сетей АЗС и прочих конечных потребителей.
«Покажи мне деньги»: сколько зарабатывают участники?
Теперь самое интересное. Почему бензин в России стоит дешевле кока-колы?Кроме шуток, это вполне сравнимые вещи.
Весь рынок безалкогольных напитков в России составляет 15,25 млрд литров или около 750 млрд рублей., а объем продаж только бензиновых марок на АЗС в год составляет более 85 млрд литров, т.е. объем рынка ГСМ в 6 раз больше. И это позволяет на высокой оборачиваемости зарабатывать на покрытие производственных и постоянных расходов на всей цепочки поставок.
Теперь рассмотрим основных участников и их потенциальную валовую прибыль (наценку) — именно валовую, ведь чистая прибыль зависит от постоянных издержек и объема продаж. Для наглядности сравнения, все данные приведем к рублям на 1 тонну оборота.
Таким образом, «чистые» трейдеры могут зарабатывать в среднем 400-500 рублей с тонны, что составляет около 0,5-1%. При среднем сроке сделки 40 дней, за год трейдер может заработать всего 9-10% валовой прибыли. Поэтому классическим трейдером без инфраструктуры работать очень рискованно, особенно с заемным капиталом, — запросто может не хватить средств даже на выплату процентов.
Если у трейдера есть своя инфраструктура: свой транспорт и нефтебаза, его устойчивость повышается в разы: средний общий доход с тонны может составлять 1300-1500 рублей, а минимальная рентабельность, даже с учетом покупки автомобилей в лизинг — 3-5% в год.
И самое интересное: сколько зарабатывают АЗС?
Обычно АЗС воспринимается как рискованный, часто убыточный бизнес, и каждый год народно-экспертная молва «хоронит» независимые автозаправочные сети. В реальности картина выглядит так: цена продажи 42 рубля за литр означает, что АЗС продает бензин по цене 56 000 рублей за тонну. Биржевая цена, в среднем, 40 000-45 000 руб./т, в пиковые периоды 45 000 −50 000 рублей. Таким образом, маржинальность АЗС колеблется в диапазоне 10-15%, но может и превысить 25%, и это без учета продаж сопутствующей продукции и услуг. Да, по разным маркам и по времени будет разная рентабельность, есть риски связанные с высоким колебанием биржевой цены и относительно фиксированным курсом на АЗС за литр, однако оказывается, что рентабельность АЗС — в среднем — выше 15%. Поэтому инвестиции в АЗС, на самом деле, выгодны, но, как и в любом бизнесе, надо оценивать место расположения, объем прокачки и другие факторы.
Таким образом, трейдер, который помимо инфраструктуры владеет еще и своей сетью АЗС, может показывать рентабельность более 20%.
Таким образом, трейдер, который помимо инфраструктуры владеет еще и своей сетью АЗС, может показывать рентабельность более 20%.
Неплохой бизнес на самом деле.