«Катастрофы для рынка мы не видим»...
— Сергей Дмитриевич, «Фридом Финанс» с 2018 года ведет деятельность на рынке облигаций РФ в качестве организатора эмиссий в третьем эшелоне. Есть ли планы по повышению уровня эмитентов?— Ответ на этот вопрос во многом определяется органическим ростом компании и ее рыночной нишей. Мы видим стабильный спрос на эмиссию облигаций среди компаний малой и средней капитализации, рост объемов размещений ВДО, активный приток инвесторов, которых интересует покупка high-yield, потому не испытываем необходимости переходить в другую лигу. Если рыночная конъюнктура изменится, то изменится и рыночное позиционирование нашей компании.
— Повысится ли, на ваш взгляд, уровень квалификации инвесторов, ведущих операции на российском рынке high-yield?
— Следствием ужесточения требований по реализации облигаций с рейтингом ниже BBB+, а с 1 октября 2021 года с рейтингом ниже AAA станет неизбежный рост числа квалифицированных инвесторов. Произойдет это как за счет получения квалификации теми инвесторами, которые уже присутствуют на рынке, так и благодаря приходу новых участников. Те, кто сегодня не может получить статус квалифицированного инвестора по формальным признакам, получат доступ к инструментам, сдав тест.
— Сталкивались ли вы с похожими действиями регулятора в других странах?
— В тех странах, где мы работаем, регулятор, как правило, выполняет свои функции через профессиональных участников и эмитентов ценных бумаг. Первых он стимулирует информировать клиентов о рисках совершения тех или иных операций, вторых — увеличивать объемы раскрытия информации.
В России, где уровень финансовой грамотности населения ниже, регулятор на фоне массового притока инвесторов вынужден был ввести жесткие требования, ограничив доступ неквалифицированных инвесторов к целому пласту ценных бумаг. Решение регулятора, хоть и довольно болезненно для индустрии, но в целом понятно. Катастрофы для рынка мы не видим. В худшем случае произойдет незначительное снижение темпов роста в тех сегментах, которые маркированы как «высокорискованные».
— «Фридом Финанс» предоставляет неквалифицированным инвесторам доступ к американским IPO через фонды. Будете ли вы запускать фонд на облигации, эмитенты которых имеют рейтинги спекулятивной категории?
— Мы уже сделали это. В портфеле «Фридом Финанс» есть ЗПИФ «Фонд ВДО развивающихся российских компаний», который инвестирует в бумаги эмитентов с невысоким уровнем рейтинга или вообще без рейтинга. Покупая пай, неквалифицированные инвесторы не просто получают доступ к ВДО, а сразу приобретают диверсифицированный портфель бумаг, которые отобраны специалистами нашей компании.
Мы стоим на позициях максимальной защиты инвесторов, а использование инструментов коллективных инвестиций помогает этого добиться. По сути, «Фонд ВДО развивающихся российских компаний» выступает фильтром, отсекающим инвесторов от наиболее рискованных ценных бумаг, оставляя при этом возможность участия в доходах, которые эти инструменты генерируют.
«Здоровая конкуренция стимулирует двигаться быстрее»
— Есть ли у клиентов «Фридом Финанс» в СНГ запрос на инструменты российского фондового рынка?— Россия обладает самой крупной экономикой на постсоветском пространстве, поэтому финансовые инструменты, обращающиеся на российском фондовом рынке, в Средней Азии пользуются стабильным спросом. Причем речь идет не только о брокерских, но и об инвестиционно-банковских услугах.
— А что насчет конкуренции с большими розничными банками? Ранее инвесторы открыли в них множество брокерских счетов, по которым пока нет операций, но постепенно клиенты оживляются и проявляют активность...
— Мы занимаем устойчивые позиции на рынке: у нас молодая и качественная клиентская база, большая часть счетов фондирована, наши клиенты довольно толерантны к риску, но при этом не спекулянты. Примерно половина клиентов совершает операции хотя бы раз в квартал. При этом у нас сильные позиции в институциональном бизнесе — небольшие финансовые и инвестиционные компании используют наш инфраструктуру для вывода своих клиентов на американский рынок.
Крупные розничные банки и брокеры выступают для нас катализатором роста рынка. Встраиваясь в этот поток и предлагая более сложный инструментарий, мы активно наращиваем клиентскую базу. Да, в среднем стоимость привлечения клиента в сравнении с розничными банками у нас выше, но выше и качество этого клиента, как и круг его запросов.
— «Фридом Финанс» готовит российские компании к IPO на российском рынке или на американском?
— Мы видим стабильный спрос со стороны российских компаний на проведение IPO как в отечественной, так и в иностранной юрисдикции. Другой вопрос, что большинство компаний не готовы к выходу на публичный рынок ни финансово, ни организационно, ни, скажем так, морально. Тем не менее в результате жесткого отбора нам удается находить интересные имена; надеемся, что в конце 2021 — начале 2022 года «Фридом Финанс» предложит эти компании инвесторам.
— «Фридом Финанс» владеет 12,8%в капитале СПБ Биржи. В то же время Московская биржа не пускает в число своих акционеров инвестиционные компании. Ждет ли Россию конкуренция двух этих площадок?
— Здоровая конкуренция как минимум стимулирует двигаться быстрее. Но петербургскую и московскую площадки сложно назвать прямыми конкурентами. Мосбиржа сравнительно недавно стала прорабатывать доступ к торгам американскими бумагами, а это ключевое направление СПБ Биржи. В свою очередь, СПБ Биржа только-только реанимировала листинг для российских ценных бумаг. Во что это выльется, покажет время, но инвесторы точно внакладе не останутся, так как возможность выбирать — лучше отсутствия выбора.
«Мы не замыкаемся на «цифре»
— Сколько брокерских счетов у ИК «Фридом Финанс»? Сколько из них приходится на Россию?— По всему миру у нас более 330 тыс. клиентов. Более 125 тыс. зарегистрированы на Московской бирже. Активным клиентом мы считаем того, кто совершает хотя бы одну сделку в квартал. Таких — около 40%. К настоящему моменту статус квалифицированного инвестора получили 16% клиентов, но их доля постоянно растет. Мы ожидаем, что около 40% наших клиентов в конечном итоге получат квалификацию.
— Есть ли у ИК «Фридом Финанс» планы по обучению новых частных инвесторов?
— У «Фридом Финанс» есть собственный учебный центр, мы реализуем проект «Биржевой университет», постоянно проводим мероприятия, нацеленные на повышение финансовой грамотности, выпускаем журнал «Финансист». Поэтому нельзя сказать, что «у нас есть планы», ведь мы уже сейчас активно вовлечены в образовательный процесс. Мы также намерены готовить инвесторов к сдаче квалификационных тестов.
— У «Фридом Финанс» удивительно продуманное позиционирование на фондовом рынке — многие воспринимает компанию как западную. Сколько в бюджете компании приходится на статью «PR и реклама»?
Мы активно работаем в России и в Казахстане, здесь находится большинство наших физических офисов и наших клиентов. При этом наша основная специализация — это американский рынок. Поэтому нашим клиентам мы предоставляем много аналитики по Штатам и позиционируем себя как эксперта по этому рынку в медиа. Кроме того, акции Freedom Holding Corp. торгуются на крупнейшей бирже США Nasdaq с 2019 года. Этому предшествовал длительный процесс подготовки и приведения нашей деятельности в соответствие с зарубежными стандартами. Мы должны оставаться прозрачными для регулятора и с каждым годом обязаны соблюдать все более и более жесткие дедлайны по срокам предоставления отчетности, по объему аудита. Безусловно, эти процессы оказывают серьезное влияние на наш имидж.
Freedom Holding Corp. включает в себя компании из разных юрисдикций, но я бы не позиционировал его как западный. Если отвечать на ваш вопрос, то, согласно отчетности российской «дочки» холдинга ИК «Фридом Финанс», расходы на рекламу и маркетинг в первом полугодии 2021 года составили почти 65 млн рублей или 6% от общих и административных расходов компании. Много это или мало по сравнению с другими участниками рынка — вопрос философский и стратегический. В целом по холдингу сумма будет больше.
— Известно, что «Фридом Финанс» стремится к автоматизации всех процессов, намерена стать необанком. Сколько холдинг тратит на IT и автоматизацию? И насколько бизнес «Фридом Финанс» «человекоемкий»?
— Начнем с цифр: в России расходы «Фридом Финанс» на IT в первом полугодии 2021 года составили около 42 млн рублей. Это чуть меньше 4% от общих и административных расходов компании. По сравнению с тем же периодом прошлого года эта статья расходов сильно выросла и продолжает расти. Но важно отметить, что это именно инвестиции в IT. Они не включают затраты на текущее оборудование и его обслуживание, оплату труда разработчиков, программистов и системных администраторов. Если посчитать все IT-затраты совокупно, получится гораздо более значительная цифра.
Современные финансовые компании уже перешли ту грань, которая отличает их от IT-компаний, и роскошь отсутствия вложений в IT-инфраструктуру могут позволить себе только нишевые инвестиционные бутики. При этом мы не замыкаемся на «цифре», а продолжаем вкладываться в физический контакт с клиентами: 40 офисов и более 1 200 сотрудников в России, большинство из которых выступают финансовыми консультантами и непосредственно работают с клиентами.
Справка: Сергей Носов — один из основателей ИК «Фридом Финанс», занимает должность заместителя генерального директора. Окончил Московскую международную высшую школу бизнеса МИРБИС. Имеет степень магистра экономики и квалификационные аттестаты ФСФР 1.0, 5.0. Опыт работы в направлении развития брокерских услуг на российских и зарубежных биржах — более 13 лет.