Биржевое дефиле на 5,9 миллиардов
IPO «Обуви России» — это по-настоящему уникальное размещение. Компания малой капитализации смогла привлечь к организации крупнейшие инвестиционные компании, которые разместили акции среди широкого круга западных инвесторов. Классическое IPO! Но это компания с выручкой 11 млрд рублей (170 млн долларов), тем более из далекой Сибири: головной офис находится в Новосибирске, несмотря на то, что магазины сети работают по всей России от Ростова до Сахалина. Биржевая экзотика, не иначе. А потому и внимание к размещению, и ожидания от него были самыми позитивными.
Да и как можно ожидать подвоха, если организаторами IPO выступают Sberbank CIB, Citigroup, Renaissance Capital, BCS Global Markets.
Аналитики Сбербанка оценили стоимость акции компании при размещении в диапазоне 140-170 рублей, размещение проходило по нижней планке. Таким образом, капитализация компании была оценена минимум в 15,8 млрд рублей или 1,5x выручки.
Всего компания продала 42 396 000 акций, выпущенных на IPO, сумев привлечь 5,9 млрд рублей, еще 4 239 600 акций продал ее владелец и генеральный директор Антон Титов, выручив 593,5 млн рублей.
Управляющий директор Sberbank CIB Антон Мальков после размещения отмечал: «иностранные инвесторы купили 75% предложенных в рамках IPO акций компании, большинство инвесторов — это представители Великобритании и скандинавских стран». Любопытный факт: за месяц до IPO в капитал компании также вошел владелец ОНЭКСИМа Михаил Прохоров, купив пакет 24,99% акций.
BCS Global Markets, дебютировавший тогда в роли одного из основных организаторов первичного размещения акций, рапортовал об успехе. Управляющий директор Азер Мамедов заявил:
«Мы всецело удовлетворены результатами размещения «Обуви России». Эта сделка стала во многом показательной в числе аналогичных сделок за последнее время. Она свидетельствует о высоком уровне интереса инвесторов к высококачественным компаниям среднего размера. В результате, нам удалось собрать диверсифицированную книгу заявок, в том числе благодаря розничному траншу. Мы надеемся, что это IPO откроет путь другим российским эмитентам средней капитализации на российский рынок акций».
Компания декларировала планы: направить полученные средства «на увеличение своей розничной сети, развитие каналов дистрибьюции и поставок, а также другие общекорпоративные цели».
Игра на публику
Успеху IPO способствовала долгая публичная история компании. На долговом рынке «Обувь России» можно назвать старожилом — еще в далеком 2006 году она впервые разместила вексельный заем. К своему дебютному облигационному займу компания шла 5 лет, и в 2011 году благодаря компании-организатору «Юнисервис Капитал», холдинг разместил свою первую серию бондов на 700 млн рублей. К слову, он был успешно погашен в 2014 году.
Получив официально публичный статус и успешно погасив первый выпуск, компания в 2014 и 2015 году разместила еще два займа по миллиарду рублей с погашением в мае 2017 года. Организаторами выступали уже федеральные инвестиционные компании и фонды. В 2016 году компания разместила еще один выпуск, на сей раз пятилетний. А в 2017 году состоялось два размещения: в январе на 1 млрд и в июле на 1,5 млрд рублей с погашением в 2022 и 2020 году.
Такая положительная публичная история позволила компании рассчитывать на внимание к первичному размещению на рынке акций больших институциональных инвесторов.
Первичный блин комом
Однако результаты IPO для инвесторов оказались удручающими. Цена на акции компании, продержавшись в течение полугода на уровне 120 рублей, т. е. ниже уровня размещения, с мая 2018 года вошла в нескончаемое пике, упав к концу года ниже 50 рублей. Т. е. почти в 3 раза.
Таким образом, аналитики Сбербанка просчитались: капитализация компании рухнула от установленной ими планки в 1,5х выручки до 60%.
Что же произошло? Почему такое яркое начало так быстро обернулось разочарованием инвесторов?
Отчасти, причина кроется в рыночной конъюнктуре: в последние годы на российском рынке акций царят уныние и пессимизм. Волатильность даже в эшелоне голубых фишек настолько велика, что инвесторы предпочитают уходить в более надежные по доходности долговые инструменты.
Но есть в падении стоимости акций вина и самой компании. «Обувь России», которая умудрилась привлечь более чем внушительную сумму в 5,9 млрд рублей, легко покрывающие все обязательства по кредитам, не смогла показать за год достойной динамики развития.
Выручка выросла на скромные 8,5%, долговая нагрузка осталась на очень высоком уровне более 60% в выручке (долг снизился лишь на 500 млн при кредитном портфеле 7 млрд рублей). В активах привлеченный капитал был, по сути, направлен на увеличение запасов и авансирование закупа (в сумме более 5 млрд рублей). То есть, рост запасов компании составил 70%, а выручка при этом выросла лишь на 8,5% — неэффективность на лицо.
Это заметили и институциональные инвесторы — уж они-то хорошо разбираются в отчетности.
И можно было бы списать это на «первый блин комом», махнуть рукой и больше не пытаться играть на рынке большого капитала. Если бы не одно «но»: негативная динамика перекинулась с акций и на облигационные займы компании.
Так, наиболее дорогой заём Обувьрус-1-боб с купоном 15% годовых и офертой в июле 2019 года упал в цене с 106% от номинала до 100% на больших объемах. Т. е. инвесторы оценили рост риска компании почти в 2 раза с 8% до 15%.
Остальные два займа Обувьрус-7-боб и Обувьрус-6-боб не торгуются вовсе, то есть, скорее всего, они были уже выкуплены эмитентом.
Выводы
1. Публичная кредитная история — это очень важный параметр для компаний, которые планируют непрерывный рост и развитие.
2. С помощью публичного рынка капитала можно выйти на долгосрочных институциональных инвесторов. Но важно накопить историю. Это не делается быстро.
3. Привлекать капитал необходимо только при условии, что есть полная уверенность в его эффективном использовании. Иначе может быть нанесен ущерб не только инвесторам, но и репутации самой компании и организаторов ее публичных программ.
Boomin