Аналитики портала boomin.ru проанализировали консолидированную отчетность двух российских автопроизводителей, в попытке оценить их платежеспособность и ближайшие перспективы развития.
Обзор долговых программ
Обе компании — далеко не новички на долговом рынке. «КАМАЗ» представлен 13 займами на общую сумму 53 миллиарда рублей (более половины всего финансового долга, который составляет чуть более 91 миллиарда рублей). При этом половина займов была привлечена в течение последних полутора лет (30% займов были размещены в 2018, 20% — в 2019 году).У «КАМАЗа» из всего разнообразия выпусков, торгуются только пять: 4, 5, 9, БО-01 и БО-02. Купонные платежи по ним составляют около 9%, в конце 2019 года по трем выпускам предусмотрена оферта.
«КАМАЗ» — крупнейший в России производитель тяжелых грузовых автомобилей с долей рынка более 45%. За все время работы выпущено более 2,2 млн автомобилей. Помимо производства грузовиков в периметр группы входит также завод ПАО «НЕФАЗ» — производитель автобусов, ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» и ряд компаний производителей запасных частей.
Одним из основных конкурентов для компании является производитель Scania — крупные заказчики выбирают эту марку за более комфортные условия для водителей и качество, однако их стоимость существенно выше классических «КАМАЗов».
У «Соллерс» в обращении находятся 2 займа на сумму 5,5 млрд рублей и это практически весь долг автопроизводителя. Купоны по классическим облигациям выплачиваются исходя из ставки 10,35% годовых, торгуются выше 102% от номинала. Второй выпуск — это биржевые облигации, которые относятся к сектору бумаг неопределенного инвестиционного риска. Купон по ним составляет — 12,25% (торгуется по 101,5% от номинала). Таким образом, оба выпуска торгуются с доходностью к погашению около 9% годовых.
Основной актив «Соллерса» — это производство на базе Ульяновского автозавода (УАЗ), которое обеспечивает почти 90% всей выручки. Помимо этого, «Соллерс» имеет ряд дилерских контрактов и контрактных/совместных производств (Ford-Sollers и Mazda), которые на фоне падения реальных доходов населения и усиления конкуренции со стороны других производителей в 2018 показали отрицательную динамику. В результате чего, в 2019 году Ford принял решение закрыть заводы в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завод двигателей в Елабуге.
Руководство совместного предприятия решило сосредоточится на производстве легких коммерческих автомобилей (LCV) Ford Transit на базе завода в Елабуге (Sollers станет владельцем контрольного пакета акций — 51%) и сейчас ведет переговоры с правительством России о заключении специнвестконтракта (СПИК) по производству Ford Transit в Елабуге. СПИК позволит совместному предприятию получать налоговые льготы, без которых проект вряд ли сможет выжить в текущих условиях высокой конкуренции за крайне ограниченный спрос.
Основной конкурент планируемого совместного предприятия по сборке Ford Transit — это завод «ГАЗ» Олега Дерипаски, который так и остается под санкциями. Теперь, когда заводу не хватает зарубежных комплектующих (от немецких, итальянских, французских и японских производителей), угроза его банкротства становится более чем реальной. И тогда у совместного предприятия «Соллерс» могут открыться весьма радостные перспективы (текущий объем рынка ГАЗа около 50%, а Ford Transit продает около 10% всего нового коммерческого транспорта). Собственно, одной из целей введенных против «ГАЗа» санкций многие аналитики считают, как раз расчистку рынка от конкурентов для Ford Transit.
Отчетность компаний
«КАМАЗ», при росте выручки на 19,3% до 189,2 млрд рублей, допустил падение валовой прибыли на 13% до 21,4 млрд рублей. Вследствие роста административных расходов на 30% до 10,5 миллиардов и роста долга практически в 2 раза, чистая прибыль упала на 54% до 1,58 миллиарда рублей. В ближайшем будущем роста выручки также не ожидается: компания сообщает о планах падения в пределах 10%. Однако, даже несмотря на рост долга практически в два раза (с 58,76 до 91,46 миллиардов рублей), в целом пока финансовое положение нельзя назвать критическим.Выручка покрывает долг в 2 раза, и в целом обязательства покрыты ликвидными активами.
Так из общего роста долга, 15 миллиардов рублей остались в ликвидных финансовых вложениях, а остаток пошел на долгосрочные инвестиции («развитие модельного ряда автомобилей «КамАЗ» и модернизация мощностей для его производства»). Насколько эффективными и необходимыми были эти многомиллиардные затраты — покажет время. Которое пока у производителя есть: большинство займов долгосрочные.
«Соллерсу» 2018 год дался значительно тяжелее. При росте выручки на 10,4%, валовая прибыль, «благодаря» росту цен на металлы, упала на 24,5% до 5,4 миллиарда рублей. Рост коммерческих и административных расходов составил 1 млрд рублей, в результате чего компания показала операционный убыток на эту же сумму и смогла выйти в чистую прибыль только за счет переоценки финансовых вложений: прибыль составила минимальные 46 млн по сравнению с почти одним миллиардом рублей в 2017 году.
Несмотря на снижение финансового долга с 10,8 до 5,7 миллиардов рублей, компания нарастила кредиторскую задолженность на 8,2 (с 7,6 до 15,8) миллиарда рублей. Капитал был направлен на покрытие роста дебиторской задолженности.
В целом, покрытие долга ликвидными активами достаточно устойчивое. Несмотря на падение прибыли, относительная долговая нагрузка выросла не пропорционально. Тем не менее, долги покупателей и долг перед поставщиками — это главный риск в отчетности, на который указывают в том числе и аудиторы.
Выводы
Рыночная конъюнктура для обоих производителей крайне сложная.Однако, у «КАМАЗа» — прочные позиции на российском рынке, экспортные контракты и прогнозируемые объемы продаж. Предприятие не находится под давлением санкций и, похоже, готова пережить трудные времена.
Чего не скажешь о «Соллерс»: продажи «УАЗа» стагнировали в 2018 году, и на данный момент этот тренд продолжается. Совместные производства, как показал опыт, во многом зависят от государственных субсидий, которые, вероятно будут пересмотрены. В рамках реформы господдержки промышленности, инициированной вице-премьером Дмитрием Козаком, Минпромторг с 2020 года планирует отменить субсидии на перевозку автомобилей с дальневосточных автозаводов, которой традиционно пользуется совместное производство Mazda и «Соллерс». Размер субсидии ежегодно составлял от 500 миллионов рублей. Закрытие совместного производства по производству Ford Focus позитивно для компании в плане сокращения дальнейших убытков, однако негативно отразится на выручке. По сути, единственный явный потенциал — это развитие совместного производства Ford Transit, перспективы которого напрямую зависят от того, как справится их основной конкурент — завод «ГАЗ» — с введенными американцами санкциями.
16 мая 2019 г.