Игорь Головня: «Всегда есть место для независимых игроков»

Собственник и генеральный директор «Нафтатранс плюс» рассказал о рынке, развитии своей компании и перспективах частных нефтетрейдеров.

Игорь Головня: «Всегда есть место для независимых игроков»

Фото из архива компании.

Беседа с Игорем Головня — директором компании «Нафтатранс Плюс» — была назначена в офисе компании, расположенной на территории нефтебазы. Но в последний момент все смешалось и сместилось в сторону новой АЗС, открытой под вывеской Shell на выезде из Новосибирска. Сидя за столиком в мини-кафе при заправке, под кофе из свежей машинки, шум трассы и «девяностовторого до полного» мы побеседовали с Игорем Олеговичем всего 30 минут. Однако, этого вполне хватило: исчерпывающие ответы, коротко, но по сути (а если не уверен — то и не говори) — вот характерная манера ведения переговоров директора одного из немногих оставшихся независимых нефтетрейдеров в Сибири. 

Игорь, расскажите с чего начинался ваш бизнес? 
До того, как уйти в самостоятельное плавание, я работал менеджером по продаже топлива в компании «Магистраль плюс» в течение пары лет. И в ходе неудачных сделок компании достался старенький бензовоз. Мой руководитель сказал: «Он нам нафиг не нужен, им заниматься не будем». А я наоборот — решил им заниматься. Ну и потихоньку его выкупил, ушел из компании и остался один на один с этим бензовозом. 

То есть началось все с одного старого бензовоза? 
Да. Начал с одного, потом приобрел второй, третий... Было это, наверное, году в 2002 или в 2003. Тогда определенно был серьезный дефицит надежных перевозчиков, оказывающих качественные услуги. Перевозка топлива была сосредоточена в руках старых ТПП, таких неповоротливых. И мы на этой волне смогли найти своих первых клиентов и закрепиться на рынке. 

А как находили первых клиентов? 
Сарафанное радио, какая-то реклама была тогда ещё в печатных изданиях.

Кто стоял с вами у истоков компании? 
Мой отец. Можно сказать, у нас это семейный бизнес, он поддержал меня тогда и до сих работает в компании. На нем лежит все капитальное строительство, отношения с банками, бухгалтерия. Оперативное управление, юридические вопросы — на мне.
Также и среди руководителей направлений и среди рядовых сотрудников, есть те, кто работает с самого начала. Например, со мной до сих пор работают трое водители, скажем так, из первой десятки — то есть те, кого я нанимал почти 15 лет назад. Те, кто хотел, конечно, подрос в должности, а кто-то продолжает управлять бензовозом.

Как компания все эти годы адаптировалась к постоянно меняющимся условиям рынка? Что позволило вам развиваться? 
Мы следили и продолжаем следить за тенденциями, изменениями и своевременно к ним готовиться. Если говорить о транспортировке, то мы давно увидели, что ужесточаются правила весогабаритного контроля и перешли на более легкую технику, которая позволяет нам одной сцепкой перевозить больше товара. Последние 4 года не покупаем стальных полуприцепов, только алюминиевые. Которые нам как раз и позволяют при примерно тех же затратах перевозить примерно на 2-3 тонны за рейс больше топлива. Соответственно, мы на этом экономим.

Вместе с партнерами стали вкладываться больше в розничную сеть, заключили договор с Shell. Активно развиваем нефтебазу (ООО «Энергия топлива») в Новосибирске. 
То есть активно развиваемся по многим направлениям. При этом стараемся диверсифицировать: развили молочное направление. Сейчас на транспортировке молока работают в общей сложности 42 автопоезда, контракты на перевозку заключены с крупными клиентами — «Данон» и «Вимбильдам». Это дает стабильную выручку, независящую от сезонных спадов рынка ГСМ. 

Если сравнить 2002 и 2019 годы, разительно изменился рынок? 
Да, конечно. Как и вся страна, весь мир. Теперь выше требования к качеству услуг, изменилась техника, клиенты, поменялось все. Рынок нефтретрейдинга стал более конкурентным, более «тяжелым», условия ужесточились. 

То есть объективно сейчас такой компании как ваша гораздо сложнее было бы занять свою долю на рынке? 
Однозначно тяжелее. Больше вложений, меньше возможностей для органического роста. То, что это в принципе невозможно — сказать не берусь. Но время для появления новых игроков удачным никак не назовешь. 

А что касается вас и других уже действующих независимых нефтетрейдеров? Они остаются в игре? 
Да, в какой-то степени и с какими-то долями рынка они остаются, мы остаемся. Потому что у нас есть конкурентные преимущества: мы даем более гибкие условия для своих контрагентов, отсрочку платежа, полный цикл услуг от покупки на бирже до доставки к покупателю. Мы пока для себя видим нишу, где мы можем продолжать работать. 

Перед размещением ваших облигаций было много обсуждений, в том числе, некоторых инвесторов пугала перспектива, что крупные ВИНКи окончательно подомнут под себя весь рынок. Это реальная перспектива? 
Ну это все равно до конца невозможно. Я считаю, для трейдеров это общемировая практика: всегда есть место для независимых игроков. Во всех странах всегда есть небольшие компании, которые встраиваются в рынок. За счет, например, работы на каком-то терминале, транспорте, в каком-то конкретном регионе и так далее. 

А лично для себя вы рассматриваете возможность выхода из бизнеса, продажи своей компании? 
При наличии хорошего предложения — грех не выйти. Но пока таких предложений нет, соответственно, нет и подобных планов.

Как планируете расти в ближайшие годы? За счет чего наращивать выручку? 
Планируем расти за счет транспортного направления, запуска новых автозаправок, и, надеемся, от текущей трейдинговой деятельности: думаем над возможностью открытия трейдинга в Москве до конца года. Но вообще, выручка по трейдингу для нас не самый значимый критерий: она наверняка вырастет, потому что нефтепродукты дорожают. Мы для себя ориентируемся на показатели прибыли. По прибыли планируем ежегодный прирост на 5%. В принципе, потенциал есть и у нас, и у рынка. 

У вашей компании уже есть опыт размещения коммерческих облигаций, то есть ценных бумаг по закрытой подписке. Кто выступал в качестве инвесторов?
Если честно, я не знаю. Это были инвесторы, которых смогли привлечь организаторы выпуска — «Юнисервис Капитал», ну и собственно они сами. Знаю только, что при погашении коммерческих облигаций, эти же инвесторы пожелали участвовать в нашем биржевом займе. Наверное, мы оправдали их ожидания.

Хотелось бы спросить о ваших собственных предпочтениях как инвестора: какими инструментами пользуетесь, во что вкладываете? 
Я никуда не вкладываюсь, кроме своей компании. 

Отличный ответ, просто эталонный...
Ну а как ответить? Если у меня есть свободные деньги, я просто гашу обязательства. 

Я знаю, что вы не любите давать прогнозы, но все-таки хочу спросить: каково ваше мнение по ближайшей перспективе роста мировой стоимости нефти?
Наверное, опять будет скачок вверх, так как начинается период повышенного спроса, какие-то конкретные числа называть точно не возьмусь. Прогнозировать розничные цены на нефтепродукты в России гораздо проще — они будут продолжать расти...

Интервью состоялось 20 марта 2019 года. 

Найти похожее по тегам:

Выберите интересующие вас параметры:

Сбросить все

Комментарии (0)

Оставить коментарий

Возможно, вам будет интересно:

Двукратный рост эмиссий ВДО

Двукратный рост эмиссий ВДО

Аналитики boomin.ru подготовили обзор облигационного рынка по итогам третьего квартала 2019. Собрали статистику по всем эмитентам облигаций, сравнили динамику объема размещений первого и третьего эшелона, не забыли про статистику дефолтов и самые заметные события на долговом рынке.
От чугуна до металлического забора

От чугуна до металлического забора

Boomin продолжает серию специальных расследований. Мнение аналитиков — кто и сколько зарабатывает на металле?

Популярные бизнес мнения

Сказание о том, как правительство и мегарегулятор спасали российскую экономику

«Ценовая стабильность», «таргетирование инфляции», «заякоренность инфляционных ожиданий» — вот, пожалуй, основные «мантры», без которых не обходится ни одна пресс-конференция главы Банка России и без которых не выходит в свет ни один обзор, посвященный денежно-кредитной политике.

И теперь о погоде

Небольшой обзор ожидаемых в октябре размещений ВДО. 

Популярные события:

Итоги торгов за 16.10.2019

Смена лидера ликвидности, итоги прошедшего дня для ВДО в интерактивном графике.

Программы, подготовка к торгам и ставки

ИК «Фридом Финанс» и АО им. Т.Г.Шевченко зарегистрировали программы облигаций, «ГК «Самолет» и ТК «Нафтатранс плюс» определили дату начала торгов и другие новости эмитентов.