Оперативная помощь организаторов выпуска облигаций — АО МСП Банк (Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства) и «УНИВЕР Капитал», позволила избежать дефолта.
Иллюстрация: kaskadparts.ru
ООО «КАСКАД», головная компания ГК «РОСАВТОПРОМ», существует на рынке с 1993 года, и осуществляет оптово-розничную торговлю автокомпонентами для легковых автомобилей российского и иностранного производств, маслами и смазками, автоаксессуарами, шинами, дисками и аккумуляторами на Европейской части РФ. Благодаря оперативной помощи АО МСП Банк (Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства) компания смогла избежать дефолта.
В 2019 году компания провела размещение коммерческих и биржевых облигаций, сумев привлечь в общей сложности 350 млн рублей, пошедших на увеличение торговых оборотов и расширение линейки поставок:
Весной этого года после введения ограничительных мер: закрытии предприятий МСП по торговле автозапчастями и автокомпонентами, официальных дилеров по продаже автомобилей, а также затруднения передвижений между субъектами Российской Федерации, произошла фактическая остановка операционной деятельности.
«Доставка запчастей стала невозможной и, прежде всего, в соседние регионы: в Краснодарский и Ставропольский край, в Воронежскую и Московскую область. Запасы на складе превосходили суммарные объёмы обязательств по облигациям, но лежали мёртвым грузом. Компания, которая является в значительной мере контрцикличной и в прошлые кризисные периоды увеличивавшей продажи, оказалась в искусственном вакууме. При этом, именно в тот момент, когда бизнес особенно нуждается в поддержке, банки, где были открыты кредитные линии, продолжая исправно получать по ним платежи, начали ужесточать условия по выдаче средств» — комментирует Эдуард Авдеев, глава ГК «РОСАВТОПРОМ».
Это обычное для кризиса явление, знакомое, к сожалению, многим предпринимателям по 2014 году, 2008 году и более ранним кризисам. Такие действия банков, понятны с точки зрения формальных процедур, но вызывают всё же удивление, поскольку ведут к тому, что компания может попасть в дефолт и по кредитам, и по облигациям, а банки будут вынуждены сформировать 100%-е резервы на всю сумму займа.
Так или иначе, но возникли большие сложности для сохранения бизнеса.
«Под угрозой оказалось прохождение оферты по коммерческим облигациям и выплата купона по биржевым. Времени на созывы общего собрания владельцев облигаций уже не было. Оно и не предполагалось, поскольку ситуация стала критической буквально за несколько дней до даты исполнения обязательств» — добавляет Эдуард Авдеев.
«Благодаря диверсификации кредиторов, расширению набора, и повышению качества корпоративных практик, компания смогла пройти критический период и, по мере открытия точек продаж автокомпонентов и регионов России, начать восстанавливать свою работу. Если бы такая ситуация сложилась двумя годами раньше, когда эмитент вынужден был пользоваться только банковским кредитованием, подобный благоприятный исход был бы гораздо менее вероятен. Это показательный случай, когда наличие в структуре пассивов значительной доли облигаций помогает компании реального сектора снизить финансовые риски, и замечательный пример того, как институт развития — АО МСП Банк — может действовать очень быстро, и выступает эффективной поддержкой для вышедшего на рынок публичного долга субъекта МСП» — добавил Константин Цехмистренко, управляющий директор по корпоративным финансам «УНИВЕР Капитал».
ООО «КАСКАД», головная компания ГК «РОСАВТОПРОМ», существует на рынке с 1993 года, и осуществляет оптово-розничную торговлю автокомпонентами для легковых автомобилей российского и иностранного производств, маслами и смазками, автоаксессуарами, шинами, дисками и аккумуляторами на Европейской части РФ. Благодаря оперативной помощи АО МСП Банк (Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства) компания смогла избежать дефолта.
В 2019 году компания провела размещение коммерческих и биржевых облигаций, сумев привлечь в общей сложности 350 млн рублей, пошедших на увеличение торговых оборотов и расширение линейки поставок:
- В марте 2019 года компания разместила выпуск коммерческих облигаций объемом 50 млн рублей, ставка квартального купона на первый год обращения составила 20% годовых, после была увеличена до 22% годовых на срок шести месяцев. Организатором выпуска выступил «УНИВЕР Капитал».
- В августе 2019 компания вышла на рынок биржевых облигаций с трехлетним займом объемом 300 млн рублей, разместив выпуск со ставкой квартального купона в 16% годовых. Организатором выпуска выступили АО МСП Банк и «УНИВЕР Капитал». Кроме того, АО МСП Банк стало якорным инвестором данного выпуска, выкупив при первичном размещении его половину.
Весной этого года после введения ограничительных мер: закрытии предприятий МСП по торговле автозапчастями и автокомпонентами, официальных дилеров по продаже автомобилей, а также затруднения передвижений между субъектами Российской Федерации, произошла фактическая остановка операционной деятельности.
«Доставка запчастей стала невозможной и, прежде всего, в соседние регионы: в Краснодарский и Ставропольский край, в Воронежскую и Московскую область. Запасы на складе превосходили суммарные объёмы обязательств по облигациям, но лежали мёртвым грузом. Компания, которая является в значительной мере контрцикличной и в прошлые кризисные периоды увеличивавшей продажи, оказалась в искусственном вакууме. При этом, именно в тот момент, когда бизнес особенно нуждается в поддержке, банки, где были открыты кредитные линии, продолжая исправно получать по ним платежи, начали ужесточать условия по выдаче средств» — комментирует Эдуард Авдеев, глава ГК «РОСАВТОПРОМ».
Это обычное для кризиса явление, знакомое, к сожалению, многим предпринимателям по 2014 году, 2008 году и более ранним кризисам. Такие действия банков, понятны с точки зрения формальных процедур, но вызывают всё же удивление, поскольку ведут к тому, что компания может попасть в дефолт и по кредитам, и по облигациям, а банки будут вынуждены сформировать 100%-е резервы на всю сумму займа.
Так или иначе, но возникли большие сложности для сохранения бизнеса.
«Под угрозой оказалось прохождение оферты по коммерческим облигациям и выплата купона по биржевым. Времени на созывы общего собрания владельцев облигаций уже не было. Оно и не предполагалось, поскольку ситуация стала критической буквально за несколько дней до даты исполнения обязательств» — добавляет Эдуард Авдеев.
В этой ситуации, благодаря усилиям и поддержке со стороны организаторов выпусков (ООО «УНИВЕР Капитал»), оперативным переговорам с держателями коммерческих облигаций и самой активной помощи АО МСП Банк (организатора и якорного инвестора биржевого облигационного выпуска), предоставившего экстренное дополнительное финансирование, угроза остановки работы компании была снята, обязательства перед всеми владельцами облигаций выполнены в полном объёме.
«Благодаря диверсификации кредиторов, расширению набора, и повышению качества корпоративных практик, компания смогла пройти критический период и, по мере открытия точек продаж автокомпонентов и регионов России, начать восстанавливать свою работу. Если бы такая ситуация сложилась двумя годами раньше, когда эмитент вынужден был пользоваться только банковским кредитованием, подобный благоприятный исход был бы гораздо менее вероятен. Это показательный случай, когда наличие в структуре пассивов значительной доли облигаций помогает компании реального сектора снизить финансовые риски, и замечательный пример того, как институт развития — АО МСП Банк — может действовать очень быстро, и выступает эффективной поддержкой для вышедшего на рынок публичного долга субъекта МСП» — добавил Константин Цехмистренко, управляющий директор по корпоративным финансам «УНИВЕР Капитал».
Оптовая торговля
Каскад
Дефолтные компании
25 мая 2020 г.