«Самаратранснефть-Терминал» начинает год с нового дефолта
"СамараТрансфНефть-Терминал" не смог выполнить обязательства по выплате второго купона по облигациям серии БО-03 и пятого по классическим бондам серии 01. Таким образом, технические дефолты, допущенные эмитентом в декабре 2018-го, в начале 2019-го переросли в полноценный дефолтный дуплет. 

Фото: «СамараТрансНефть-Терминал»

Сообщения о фиксации дефолта появились одно за другим на сервере раскрытия информации «Интерфакс». ООО «Л Си Пи Инвестор Сервисез» 10 января объявил о существенном нарушении обязательств перед держателями биржевых облигаций БО-03 и долге по второму купону на сумму 83 776 000 руб. Следом 11 января появилось уведомление о дефолте по пятому купону классических бондов серии 01 — эмитент не смог выплатить инвесторам 423 850 000 рублей. У держателей бумаг есть право требовать досрочного погашения облигаций, однако рассчитывать на это может разве что наивный. 

«СамараТрансНефть-Терминал» — главный возмутитель спокойствия на отечественном рынке высокодоходных облигаций. Компания, входящая в группу «ПетРоНефть» Романа Трушева, на сегодняшний день допустила дефолты по всем семи выпускам классических и биржевых бондов, находящихся в обращении. До конца декабря последней искрой надежды была серия БО-03, но теперь и эта строка в списке выделена красным. В общей сложности «СТНТ» должен инвесторам только по купонам 1 млрд 695 млн рублей.

Эмитент, вышедший на долговой рынок в 2016 году, продемонстрировал изрядный аппетит к заимствованиям: только за 2017 год он разместил пять выпусков на 10,6 млрд рублей. Номинальный же объем всех эмиссий — 23 миллиарда. И ничего вроде бы не предвещало беды — компания вела прозрачную деятельность, своевременно публиковала аудированную отчетность, как вдруг в июне 2018 прогремели сразу два дефолта, по классическим облигациям серии 01 и биржевым серии БО-05. 

Владельцы и менеджмент тогда никак не прокомментировали произошедшее. Аналитики «Юнисервис-Капитал» провели и опубликовали собственное расследование на основе открытых данных. Проанализировав финансовую отчетность, они пришли к выводу, что обслуживать долг, наращиваемый такими темпами, компания попросту не способна — только процентные выплаты по банковским и облигационным займам, по их расчетам, превышали показатели прибыли. Кроме того, «СТНТ» находится в зоне особого внимания фискальных органов, так как несколько раз переносил налоговые выплаты, мотивируя это инвестиционной фазой развития. Компания вложила существенные средства в строительство новых инфраструктурных и производственных объектов, рассчитывая развернуться в полную силу в 2018 году. Однако оптимистичные планы развития натолкнулись на суровые реалии: выйти на проектную мощность по глубокой переработке нефти не позволило затянувшееся согласование с ПАО «Транснефть» вопроса о подключении к магистральному трубопроводу для поставок сырой нефти.

Последние полгода предприятие сотрясает череда внутрикорпоративных и внешних судебных конфликтов. С июня против него было подано больше полусотни гражданских и административных исков - примерно столько же, сколько за предшествующие 10 лет. 

Свои претензии к «СамараТрансНефть-Терминалу» имеет экс-гендиректор Роман Ружечко, которого члены совета директоров скоропостижно сместили со всех руководящих постов в ГК «ПетРоНефть» после июньского дефолта — оказалось, что на руках бывшего топ-менеджера опцион на 20-процентные пакеты акций в «СТНТ», а также «СамараТрансНефть» и «СамараНефть-Сервис». По этому иску судом наложены обеспечительные меры — в компаниях до окончания процесса нельзя проводить реорганизацию, ликвидацию и продажу долей, а также изменять устав и прочие учредительные документы. Ближайшее заседание назначено на вторую половину января.

Основной учредитель Роман Трушев, в свою очередь, попытался оспорить решение совета по кандидатуре генерального директора. Однако его доли в капитале «СТНТ» находятся в залоге у миноритария — Абсолют-банка, а потому банк сменил топ-менеджмент, мотивируя это резким ухудшением финансового положения компании. Суд истцу отказал и оставил кадровые перестановки в силе.

Параллельно свои требования о погашении долгов массово стали выдвигать партнеры и контрагенты. Но даже выиграв процессы, они не могут добиться выплат по предписаниям, в результате чего ЗАО «АвиаТАР» 27 декабря 2018 года обратилось в суд с иском о признании самарской компании банкротом. Впрочем, к тому моменту судьи уже месяц рассматривал иск «МЕТ Восток» о несостоятельности должника. Заседание по этому делу назначено на 5 февраля 2019 года, так что уже совсем скоро судьба эмитента прояснится.


Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner