Поправки здравого смысла. Минфин РФ наконец-то готов пересмотреть 115-ФЗ
Пресловутый 115-ФЗ, обернувшийся для граждан и бизнеса блокировками банковских счетов без объяснения причин, могут «поправить». Федеральное министерство финансов предлагает внести корректировки в текст закона, которые вернули бы его к изначальной цели.

Фото: Министерство финансов РФ

Лишить закон о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма карательной составляющей, направленной против добросовестных клиентов банков решились в правительстве. Известно, что в воронку блокировок и «чёрных списков» кредитных организаций по ошибке, недоразумению или случайности попадает львиная доля ни в чем не повинных граждан и юрлиц. При этом клиенты оказываются порой в безвыходной ситуации, которая рушит их бизнес, планы, даже жизни.

Чаще всего банк отказывается проводить операцию, если клиент не предоставил документы, подтверждающие законное происхождение средств. Но нередки ситуации, когда работники банков действуют, перестраховываясь — только на основании подозрений. 

Это уже привело к тому, что добропорядочные граждане должны предоставлять документы на частные переводы, семейную и дружескую финансовую помощь, замораживаются средства, задействованные в сделках купли-продажи автомобилей и недвижимости, которые совершаются без участия специализированных фирм. Таким образом, права россиян распоряжаться своими средствами нарушаются каждый день, и всё по закону, который в действительности касается только мизерного количества транзакций на общем фоне.

Минфин предлагает ввести поправку, которая устанавливает условия для блокировки. Так, приостановить движение средств банк сможет, если одновременно присутствуют два риск-фактора: 1) клиент имеет наивысший уровень риска по данным внутреннего контроля, и это зафиксировано, а банк неоднократно отправлял соответствующую информацию о его сделках в Росфинмониторинг; 2) у банка есть фактические данные, а не подозрения, что операция с деньгами или иным имуществом проводится для отмывания доходов или финансирования терроризма.

Вторая поправка предполагает обоснование отказа, которое банк должен предоставить клиенту в течение пяти рабочих дней по письменному запросу. Третья касается внесения в «чёрные списки» — даже если человек или юрлицо попало в список подозрительных, который формирует ЦБ РФ, это не является основанием для отказа в операциях или присвоения ему наивысшего уровня риска. Требуются и другие.

Сказать, что эти изменения долгожданные — ничего не сказать. 115-ФЗ был принят в 2001 году, и за 18 лет снискал славу самого «зверского» инструмента регулирования отношений банков и их клиентов. А с 2017 года Банк России стал формировать и рассылать базы данных неблагонадёжных граждан, что кредитные организации восприняли как руководство к действию и начали отказывать им в обслуживании, даже если люди или фирмы оказались там по ошибке, случайно или необоснованно. Понять банки можно, санкции ЦБ страшнее, чем гнев простых людей.

Ситуация стала критической, когда полгода назад в сеть выложили персональные данные 120 тысяч граждан и компаний, которым банки отказали в обслуживании по 115-ФЗ. Благодаря злоумышленникам и «дыркам» в системе информационной безопасности, выстроенной ЦБ и Росфинмониторингом, эти тысячи россиян оказались лицом к лицу с угрозой лишиться работы, выпасть из подготовленных сделок и прочих неприятностей. 

Очевидно, это заставило власти трезво взглянуть на эффект, производимый законом, и поправить его. Тем более, что нелегальными денежными потоками, помимо банков, занимаются и правоохранительные органы, у которых, кроме подозрений, обычно есть на руках факты и документы.


Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner
banner