О рисках и перспективах облигационного рынка — на прошедшей конференции «Эксперт РА»
11 ноября рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело конференцию «Рынок корпоративных облигаций: как эмитентам снизить премию за риск». За время конференции участники обсудили вопросы регулирования финансового рынка как для эмитентов, так и для инвесторов. Публикуем главные тезисы прошедшего мероприятия.

На пленарной дискуссии, посвященной обсуждению 2020 года на российском облигационном рынке, выступили представители регуляторов, инвестиционных компаний и банков.

Геннадий Марголит, исполнительный директор по рынку инноваций и инвестиций Московской биржи, в ходе выступления заявил, что биржа рассматривает возможность введения требования кредитного рейтинга. По состоянию на октябрь этого года 41% эмитентов третьего эшелона его не имеют.

По общему правилу для эмитентов Сектора Роста и Рынка Инноваций и инвестиций, с 1 октября 2020 года начали действовать требования по наличию рейтинга от одного из аккредитованных российских рейтинговых агентств.

К настоящему моменту аккредитацию в Банке России получили четыре рейтинговых агентства: АКРА, Эксперт РА, Национальное рейтинговое агентство (НРА) и Национальные кредитные рейтинги (НКР).

Сейчас для включения в Сектора Роста необходим факт наличия кредитного рейтинга. Геннадий Марголит отметил: «Мы исходим из того, что наличие самого факта получения — это уже очень важный инструмент. Понятно, что компания, получившая какой-то непонятный рейтинг, вряд ли сама может удачно разместиться, но инвесторы будут понимать, с чем они имеют дело».

moex.png

Регуляторы также отмечают повышение интереса частных инвесторов к облигационному рынку: к концу октября 2020 года число зарегистрированных физических лиц на фондовом рынке составляет 7,5 млн, что на 80% больше, чем по итогам 2019 года. Доля физических лиц стала замета и на первичном рынке — 17% размещаемого объема ценных бумаг приобретается физическими лицами (16% приходится на юридических лиц, 25% — на доверительное управление, еще 38% — на российские банки и брокеров, оставшуюся долю первичного рынка занимают нерезиденты).

Принимая во внимание рост количества частных инвесторов, Банк России сообщил о случаях мисселинга (навязывание продукта посредство намеренного искажения информации о нем). Чаще всего брокеры и банки не уведомляют клиентов о специфике предлагаемого продукта либо не говорят о сопутствующих рисках.

«Несколько месяцев назад Банк России выявил случай, когда обычные облигации предлагались гражданам под названием «вклад облигационный». Это вводило инвестора в заблуждение, так как вклад является более надежным застрахованным инструментом», — отметила Елена Шервуд, заместитель руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, говоря о фактах мисселинга.

Представитель Банка России также сообщила о случаях, когда частные инвесторы неожиданно сталкиваются с дефолтом по облигациям, так как не смогли оценить рискованность ценной бумаги при покупке. Кроме того, распространенной жалобой является неполное раскрытие информации, когда граждане уверены, что должен наступить, например, досрочный выкуп облигаций, но не видят раскрытия данной информации.

Для защиты частных инвесторов Банк России предпринял несколько важных шагов:

  1. С апреля 2021 года частные инвесторы будут обязаны проходить тестирование для получения доступа к ряду финансовых инструментов. По мнению регулятора, положительные результаты такого теста будут означать понимание инвесторами риска финансовых инструментов.
  2. Банк России рассматривает вопрос внедрения паспорта финансового продукта. В настоящее время такой документ предусмотрен для структурных продуктов. Подробнее в консультативном докладе регулятора.
  3. Мероприятия по развитию общей инвестиционной грамотности населения и налаживание процесса продажи финансовых инструментов.
Организаторы конференции уделили внимание рискам эмитента на рынке публичного долга.

Михаил Автухов, заместитель председателя правления «Совкомбанка», отметил, что для компании-заемщика, работа с инвесторами не заканчивается после размещения облигаций. А стимулирование интереса инвесторов к эмитенту и его ценным бумагам должно стать частью стратегии эмитента для снижения стоимости будущих заимствований.

В рамках практической сессии приглашенные спикеры от «Мосгорломбарда», Global Factoring Network, Legenda intelligent development и Goldman Group (Голдман Групп), представляющие эмитентов облигационного рынка, подтвердили важность взаимодействия с инвесторами как на этапе подготовки к размещению облигаций, так и после завершения размещения.

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner