Лизинг сбавил скорость. Аналитики «Эксперт РА» предрекают падение маржинальности
Разогнавшийся до гоночных скоростей болид лизинга в России притормозил. Аналитики «Эксперт РА», опубликовавшие результаты исследования 96% этого сектора рынка, констатируют — рынок будет расти, но темпы значительно снизятся: до 10-15% в год.

Фото: Axis Peugeot

Аналитики агентства сделали акцент именно на объем нового бизнеса, который в минувшему году составил 1,3 трлн рублей — в «Эксперт РА» этот уровень называют рекордным. Однако отмечают, что планка могла подняться еще выше, но четвертый квартал не принес крупных сделок. В любом случае, прирост +20% к итогам 2017 года. Нынешний же год вряд ли позволит участникам лизингового сегмента вырасти более, чем на 15%.

Традиционным драйвером рынка стал железнодорожный лизинг — плюс 49%, а вот авиализинг в красной зоне: объем нового бизнеса сократился на 17% против роста на 31% годом ранее. Что касается воздушного транспорта, тренд, очевидно, сохранится, а вот железная дорога вряд ли продолжит расти теми же темпами: дефицит вагонов сокращается, как, к сожалению, и объемы погрузки, поэтому эксперты прогнозируют максимум тридцатипроцентный рост. 

Автолизинг, по их мнению, тоже ждут непростые времена: 19% по итогам 2018 года в этом превратятся в 12-15%. Аргументы очевидные — продажи автомобилей снижаются, госсубсидии тают. Каршеринговые и таксомоторные компании в прошлом году активно развивались, парк каршеринга вырос более чем в 5 раз, превысив 15 тысяч автомобилей, в основном, взятых в лизинг. Но сохранится ли динамика на прежнем уровне — пока сказать сложно. Поэтому аналитики отталкиваются от более пессимистичного сценария. 

В пользу негатива говорит и увеличение количества компаний, оказывающих услуги финансовой аренды авто, а стало быть, и рост конкуренции. Исчерпав возможности борьбы за клиента неценовыми способами, уже в этом году компании вынуждены будут прибегать к демпингу, акцентируют авторы доклада. И коснется это не только вновь прибывших, но даже крупные федеральные компании для поддержания бизнеса будут запускать собственные льготные программы, жертвуя частью своей маржи. Так, в 2018 году на рынке был отмечен рост доли игроков, маржа которых показала отрицательную динамику.

Этот вывод подтверждают опрошенные газетой «Коммерсант» представители «Сбербанк лизинга» и «Европлана». Однако средние частные компании, в минувшем году активно выходившие на облигационный рынок, готовы поспорить.

Так, гендиректор «Бэлти-Гранд» Кирилл Добринский в ответе на вопрос Boomin высказал следующую позицию: 

«Какого-то дополнительного ужесточения конкуренции среди лизинговых компаний, в нишах где работает наша компания, именно в 2019 году не ожидаю. Маржинальность под давлением уже не первый год и в первую очередь тут дело в укрупнении рынка и его огосударствлении, также в сокращении дешевых источников фондирования для частных компаний. По моему мнению, в ближайшие 2 года основной ущерб маржинальности небольших частных компаний нанесет скорее регулирование рынка лизинга и издержки с ним связанные, чем усиление конкуренции. Монолайнеры и госкомпании — да, ждет снижение маржинальности и это похоже для них уже будет глобальным трендом, а не трендом только 2019 года, потому что у таких структур все меньше возможностей реализации своего продукта, кроме демпинга». 

А в компании «ПР-Лизинг» прокомментировали так: 

«Действительно, прирост рынка идет в бОльшей степени за счет увеличения доли на рынке государственных лизинговых компаний (ЛК). В то же время, это дает возможность для меньших ЛК выигрывать конкурентную борьбу не столько из-за ценовых преимуществ, сколько за счет клиентоориентированности, скорости, гибкости, сервиса. В связи с рассмотрением Госдумой в январе 2019 в первом чтении законопроекта о реформе лизинга и вероятным надзором со стороны ЦБ, увеличение регуляторной нагрузки выдержат не все компании, что повлечет некое перераспределение на рынке. Тренды олигополии на рынке будут подталкивать крупнейших игроков к использованию эффекта масштаба, что будет означать стремление к стандартизации и автоматизации подходов. В этой ситуации использование гибких подходов, в том числе, к оценке рисков позволят меньшим ЛК работать в сегменте высокомаржинальных сделок с умеренными рисками, которые не подпадают под стандартизированные схемы оценки рисков крупных игроков. Кроме того, ЛК ждут публикации пересматриваемых Правительством принципов субсидирования со стороны Минпромторга. И факт того, что на 2019 программы поддержки все еще не продлены, негативно влияет на спрос со стороны клиентов».
Лизинг
ПР-Лизинг
Биржевые компании
Биржевые компании

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner