Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) предлагает Московской бирже разработать новый тип структурных облигаций, который известен в мировой практике под названием cat bonds — «катастрофические облигации».
Такие облигации предлагается выпускать в российской юрисдикции на основе портфеля российских страховых рисков. В РНПК признают, что даже если положительное решение будет принято прямо сейчас, реализовать проект нового инструмента можно будет не ранее, чем через два-три года. Рассматриваются несколько вариантов структуры такой бумаги: перестраховщик может передавать на рынок риск со своего баланса как полностью, так и частично, в зависимости от его целей.
Перспектива проекта пока туманна, отмечают эксперты — российский долговой и страховой рынки пока не настолько зрелые, как на Западе, где cat bonds успешно торгуются, и при этом сегмент растет и развивается. Основными покупателями «катастрофических» облигаций выступают хедж-фонды: эти долговые бумаги дают хорошую диверсификацию портфеля, так как основным фактором ценообразования для них является не привязка к волатильности процентных ставок, а вероятность наступления страхового случая, то есть, стихийного бедствия.
Предложенная РНПК структура инструмента предполагает не слишком привлекательную доходность: премия к госдолгу и облигациям первого эшелона может составить всего 1-2 процентных пункта, что вряд ли качнет интерес в сторону незнакомых ценных бумаг. Если ее повысить до 5-6 п. п., ситуация может измениться, считают опрошенные «Коммерсантом» аналитики фондового рынка.
Еще одним стоп-фактором является подход российской власти к решению проблем природного характера. В западной практике страховые суммы, в том числе и полученные в результате погашения «катастрофических» облигаций, направляются напрямую на восстановление разрушенной катастрофой инфраструктуры. В России же действует закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». И ущерб в том или ином объёме — и населению, и бизнесу, и муниципальным образованиям — покрывает госбюджет.
Ценные бумаги этого типа не гарантируют возвратность инвестированного капитала. Они привязаны к рискам реализации событий, которые приносят значительный ущерб. Как поясняют в РНПК, таким образом инициаторы предлагают найти альтернативу для размещения рисков, связанных с природными катастрофами, сместив акцент с рынков перестрахования на фондовые рынки.
Такие облигации предлагается выпускать в российской юрисдикции на основе портфеля российских страховых рисков. В РНПК признают, что даже если положительное решение будет принято прямо сейчас, реализовать проект нового инструмента можно будет не ранее, чем через два-три года. Рассматриваются несколько вариантов структуры такой бумаги: перестраховщик может передавать на рынок риск со своего баланса как полностью, так и частично, в зависимости от его целей.
Перспектива проекта пока туманна, отмечают эксперты — российский долговой и страховой рынки пока не настолько зрелые, как на Западе, где cat bonds успешно торгуются, и при этом сегмент растет и развивается. Основными покупателями «катастрофических» облигаций выступают хедж-фонды: эти долговые бумаги дают хорошую диверсификацию портфеля, так как основным фактором ценообразования для них является не привязка к волатильности процентных ставок, а вероятность наступления страхового случая, то есть, стихийного бедствия.
Предложенная РНПК структура инструмента предполагает не слишком привлекательную доходность: премия к госдолгу и облигациям первого эшелона может составить всего 1-2 процентных пункта, что вряд ли качнет интерес в сторону незнакомых ценных бумаг. Если ее повысить до 5-6 п. п., ситуация может измениться, считают опрошенные «Коммерсантом» аналитики фондового рынка.
Еще одним стоп-фактором является подход российской власти к решению проблем природного характера. В западной практике страховые суммы, в том числе и полученные в результате погашения «катастрофических» облигаций, направляются напрямую на восстановление разрушенной катастрофой инфраструктуры. В России же действует закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». И ущерб в том или ином объёме — и населению, и бизнесу, и муниципальным образованиям — покрывает госбюджет.
9 апреля 2019 г.