В сентябре на сайте Банка России был опубликован доклад «О концептуальных подходах к регулированию вопросов обеспечения прав владельцев облигаций», в котором отражается факт неоднократных нарушений прав инвесторов с небольшими пакетами облигаций при реструктуризации долгов. Было решено провести реформу нормативно-правовой базы, регулирующей данный вопрос. Перед этим регулятор провел консультацию с участниками рынка.
Директор департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицына отметила, что институт собрания владельцев облигаций сегодня защищает интересы эмитентов, а не облигационеров, не выполняя свою основную функцию, поэтому нуждается в реформировании.
В частности, одна из главных проблем — отсутствие прозрачности переговорного процесса со всеми кредиторами при реструктуризации долговых обязательств, из-за чего владельцы ценных бумаг лишены возможности отследить условия реструктуризации по другим долгам. В итоге принимаемые условия реструктуризации по облигациям оказываются едва ли не худшими, с более низким уровнем доходности.
Особенно это касается держателей небольших пакетов бумаг, ведь крупные инвесторы зачастую выступают кредиторами и по другим обязательствам эмитента или имеют короткие позиции на его акции. В таком случае они могут влиять на принятие невыгодных условий по реструктуризации облигационного займа, чтобы защитить свои интересы по индивидуальным обязательствам эмитента или попросту заработать на короткой позиции.
Прежде чем приступить к реформам, регулятор провел консультацию с участниками рынка, на которой обсуждались механизмы эффективной защиты прав миноритариев при утверждении условий реструктуризации облигационных займов.
На консультации было выдвинуто предложение на законодательном уровне закрепить право владельцев облигаций получать условия не менее выгодные, чем у других кредиторов. Но 75% опрошенных против такого шага. И еще 85% высказались против права обращения в суд по поводу возмещения упущенной выгоды, поскольку условия долговых обязательств могут сильно отличаться еще в момент их возникновения, и уравнивать их —это либо затягивать процесс реструктуризации, либо и вовсе делать его невыполнимым.
Обсуждалось также число голосов на собрании облигационеров, необходимое для принятия решений. На данный момент решения принимаются при достижении порога в 75%, в докладе было предложено увеличить этот показатель до 90% — здесь мнение опрошенных разделилось 50/50.
Сторонники сохранения порога в 75% объясняют свою позицию тем, что сейчас на рынок пришло множество частных инвесторов, приобретающих бумаги маленькими пакетами, и наладить диалог с огромным количеством держателей бумаг, а тем более, набрать 90% голосов будет крайне сложно. Также существует риск возникновения групп инвесторов, ненастроенных на диалог, которые будут попросту отвергать все поступающие от эмитента предложения.
Подводя итоги консультации, представители Банка России отметили, что рынок куда лучше реагирует на мягкое регулирование, нежели на введение жестких норм и ограничений, а также пообещали учесть мнение участников при работе над изменениями в нормативно-правовой базе.
Директор департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицына отметила, что институт собрания владельцев облигаций сегодня защищает интересы эмитентов, а не облигационеров, не выполняя свою основную функцию, поэтому нуждается в реформировании.
В частности, одна из главных проблем — отсутствие прозрачности переговорного процесса со всеми кредиторами при реструктуризации долговых обязательств, из-за чего владельцы ценных бумаг лишены возможности отследить условия реструктуризации по другим долгам. В итоге принимаемые условия реструктуризации по облигациям оказываются едва ли не худшими, с более низким уровнем доходности.
Особенно это касается держателей небольших пакетов бумаг, ведь крупные инвесторы зачастую выступают кредиторами и по другим обязательствам эмитента или имеют короткие позиции на его акции. В таком случае они могут влиять на принятие невыгодных условий по реструктуризации облигационного займа, чтобы защитить свои интересы по индивидуальным обязательствам эмитента или попросту заработать на короткой позиции.
Прежде чем приступить к реформам, регулятор провел консультацию с участниками рынка, на которой обсуждались механизмы эффективной защиты прав миноритариев при утверждении условий реструктуризации облигационных займов.
На консультации было выдвинуто предложение на законодательном уровне закрепить право владельцев облигаций получать условия не менее выгодные, чем у других кредиторов. Но 75% опрошенных против такого шага. И еще 85% высказались против права обращения в суд по поводу возмещения упущенной выгоды, поскольку условия долговых обязательств могут сильно отличаться еще в момент их возникновения, и уравнивать их —это либо затягивать процесс реструктуризации, либо и вовсе делать его невыполнимым.
Обсуждалось также число голосов на собрании облигационеров, необходимое для принятия решений. На данный момент решения принимаются при достижении порога в 75%, в докладе было предложено увеличить этот показатель до 90% — здесь мнение опрошенных разделилось 50/50.
Сторонники сохранения порога в 75% объясняют свою позицию тем, что сейчас на рынок пришло множество частных инвесторов, приобретающих бумаги маленькими пакетами, и наладить диалог с огромным количеством держателей бумаг, а тем более, набрать 90% голосов будет крайне сложно. Также существует риск возникновения групп инвесторов, ненастроенных на диалог, которые будут попросту отвергать все поступающие от эмитента предложения.
Подводя итоги консультации, представители Банка России отметили, что рынок куда лучше реагирует на мягкое регулирование, нежели на введение жестких норм и ограничений, а также пообещали учесть мнение участников при работе над изменениями в нормативно-правовой базе.
13 января 2021 г.