Как удалось выяснить РБК, эти меры в Центробанке считают «приоритетом номер один». Издание ссылается на слова зампреда Банка России Василия Поздышева, который на днях встречался с представителями банковского сообщества.
Суть проблемы кредитования бизнеса кроется не только в величине процентных ставок, но и в объемах резервирования капитала для покрытия банковских рисков. Сейчас норматив резервирования, предписанный отечественным кредитным организациям — 100%. Новый подход, разработанный в рамках перехода на систему «Базель III», позволит снизить коэффициент риска до 65%.
Сделать это позволят вновь вводимые опции оценки платежеспособности корпоративного заёмщика. Помимо критериев, уже прописанных регулятором, банки смогут опираться на данные рейтингов, присвоенных аккредитованными рейтинговыми агентствами. Если у компании нет такого рейтинга, в ход пойдет альтернативная система мониторинга риска, которую ЦБ разработал вместе с Базельским комитетом. Смысл ее в самостоятельной оценке данных отчетности заёмщика, которую будут проводить аналитики банка по стандартизированному протоколу. Учитывать будут финансовую устойчивость, ликвидность компании, а также качество ценных бумаг, выпущенных компанией: так, если акции или облигации включены в биржевой листинг, это станет дополнительным фактором для снижения коэффициента риска. Однако в ЦБ делают акцент: для малого и среднего бизнеса он останется на уровне не ниже 75%.
Опции смогут использоваться как комбинация или по отдельности.
Новая система оценки риска, по расчетам ЦБ, должна заработать с 2020 года. Каков будет её эффект в сравнении с ожиданиями, пока никто предсказывать не берётся. Нагрузка на капитал банков, безусловно, снизится, но начнут ли работать высвободившиеся средства — большой вопрос. Спрос на банковское кредитования будет зависеть еще и от общей экономической ситуации и от того, как в целом чувствуют себя российские компании. Если приличный рейтинг или достаточный уровень финансовой надежности окажется способно показать лишь считанное число потенциальных корпоративных заёмщиков, банки не смогут воспользоваться новым подходом. А значит, всё останется по-прежнему.