Под этим термином, который предложили консультанты из Jacobs, Cordova & Associates, авторы этого механизма, обкатавшие его в нескольких странах мира, понимается зачистка нормативной базы. То есть, пересмотр законов, норм и правил, которыми руководствуются контролирующие органы при проверках. По данным премьер-министра, в России накопилось более 9 тысяч таких документов, касающихся бизнеса, многие из которых не подвергались ревизии еще со времен СССР. Часть из них нуждается в актуализации, часть вообще изжила себя и должна быть аннулирована, чтобы не тормозить нормальную деятельность компаний и экономики в целом.
О том, что в различных отраслях избыточное регулирование приносит стране в целом и отдельным предпринимателям в частности многомиллиардные убытки, особенно громко заговорили в 2018 году, когда специалисты Высшей школы экономики стали проводить соответствующие исследования.
К сожалению, не исполнять могут себе позволить только те, чей бизнес давно вышел за рамки малого. Остальные же буквально задыхаются, несмотря на декларируемые «надзорные каникулы» и медведевское же «хватит кошмарить бизнес». А потому решение, принятое накануне, какими бы мемами оно не обросло, давно назрело.
Согласно озвученным планам, пересмотр коснется и самой системы контроля. От единых норм для всех и каждого чиновники собираются перейти к специализации в зависимости от вида деятельности. Т. е. для разных видов бизнеса (ресторанный, логистический, промышленный, сфера услуг) будет сформирован отдельный набор обязательных требований и рекомендаций. И в первую очередь займутся самыми зарегулированными отраслями: транспортом, экологией, промышленной безопасностью, ветеринарией и санитарно-эпидемиологическим надзором.
Впрочем, поручать ревизию законодательства одним только чиновникам нельзя, уверены эксперты — необходимо создание относительно независимой комиссии, в которую будут включены и бизнесмены, хорошо понимающие, какие барьеры для отрасли избыточны. Необходимо заставить контролирующие органы доказывать необходимость тех или иных требований, норм, правил и запретов. До сих пор было наоборот: активисты либерализации — эксперты и предприниматели — безуспешно пытались доказать архаичность и бесполезность отдельных документов. На сбор доказательной базы ведомствам нужно отвести конечное время, не больше 30 дней, а в качестве аргументов принимать только цифры и факты, а не умозрительные заключения.
Завершить работу по пересмотру бизнес-законодательства правительство намерено к 1 февраля 2020 года.