АО «Уралвагонзавод» — крупная российская корпорация, разрабатывающая и выпускающая военную, дорожно-строительную и железнодорожную технику. Годом ранее АО «УВЗ» был присвоен рейтинг на уровне ruBBB с позитивным прогнозом. Повышение на одну позицию аналитики «Эксперт РА» объясняют тем, что государство стабильно обеспечивает завод госконтрактами на производство танков и бронетехники, а спрос в мире на них растет. Кроме того, УВЗ начало производить трамваи на фоне отложенного спроса на них в регионах страны.
Кроме того, на кредитный рейтинг повлияло улучшение финансового состояния компании и качества управления. В агентстве отмечают, что в 2014-2016 годах корпорация наращивала долги, инвестируя в инновационное вагонное производство. В 2015 году выручка резко упала, и «УВЗ» пришлось отбиваться от исков о банкротстве своих дочерних компаний. Кредитные ставки тоже подросли, и это давило на рентабельность производства. Ситуация изменилась в 2017 году: контроль над заводом перешел к ГК «Ростех», и новый владелец произвел кадровые перестановки. Новому руководству удалось снизить долговую нагрузку: по итогам первого полугодия 2018-го отношение долга к EBITDA составило 5x против 7,6x годом ранее. Годовой рост EBITDA составил 30% по сравнению с прошлым периодом: компания продала непрофильный актив — оператора железнодорожных вагонов, и полученные от сделки средства помогли погасить часть долга.
Агентство также отмечает снижение процентной нагрузки. На начало 2017 года средневзвешенная процентная ставка по кредитному портфелю компании составляла 13,9%, а на 30 июня этого года — 9,1% с последующим снижением до 8,7%, зафиксированным 1 октября. В относительном выражении это означает снижение процентных расходов на более чем 30%, а в абсолютном — годовую экономию более чем в 6 млрд руб.
Что касается ПАО «Мостотрест», его понижение рейтинга связано с большим объемом долга, привлекаемого для софинансирования по долгосрочным инвестиционным контрактам и поддержания оборотного капитала. Последнее необходимо компании, которая занимается строительством и реконструкцией мостов, автомобильных дорог, а также других объектов транспортной инфраструктуры, для своевременного завершения работ. В начале 2018 года такой важной задачей для ПАО стала подготовка к открытию автомобильного движения по мосту через Керченский пролив.
Агентство позитивно смотрит на перспективы развития, так как «Мостотрест» — компания системообразующая, ее поддерживают крупные госзаказы на строительство социальных инфраструктурных объектов. Аналитики учли, что деятельность ПАО связана с высокой сезонностью работ и реализацией масштабных долгосрочных проектов. Это накладывает свой отпечаток на волатильность финансовых показателей от периода к периоду. Поэтому агентство прогнозирует сокращение долговой нагрузки по итогам всего 2018 года: с компанией рассчитаются заказчики. В целом же, отношение долга к EBITDA сохраняется на уровне 4x уже несколько лет. У «Мостотреста» достаточно средств, в том числе в виде неисчерпанных кредитных линий.
Давление на рейтинг оказывает снижающаяся рентабельность. С другой стороны, предприятие лишено валютных рисков, так как работает исключительно на внутреннем рынке.