Эти данные, полученные от ФНС, используют в своем обзоре эксперты Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Его выдержки опубликованы сегодня в газете «Коммерсантъ».
Итак, на начало 2019 года в едином реестре предприятий МСБ, который с 2016 года ведут налоговики, значилось 6 миллионов 40 тысяч организаций. Годом ранее было на 0,03% больше, однако даже этот близкий к погрешности рост не означает позитива: на фоне существенного падения числа малых (на 6,1%) и средних компаний (на 7,3%) увеличилось лишь количество микропредприятий численностью до 15 человек и выручкой меньше 120 миллионов в год.
Если же сравнивать февральскую статистику фискального ведомства, то на 10 февраля компаний стало даже меньше на 10 тысяч, чем в ту же дату 2018-го. Сокращение количества фирм произошло в подавляющем большинстве регионов, а именно в 57. Это повлияло на статистику занятости: число рабочих мест в целом сократилось на 1,5% (на 233 тысячи в абсолютных цифрах), и тенденция крепчает — в феврале работы лишились еще 30 тысяч человек.
Эксперты ИКСИ сделали вывод, что кризис в секторе малого и среднего бизнеса реален и нарастает. И это несмотря на заявления официальных лиц о поддержке МСП и важности развития данного сегмента. Профильный нацпроект предполагает рост числа занятых на малых предприятиях до 25 миллионов за пять лет, но пока — лишь 15,8 млн, и динамика строго отрицательная
Впрочем, МСБ — не сферический в вакууме, он неразрывно связан с состоянием крупных предприятий реального сектора, а также благосостоянием домохозяйств. Денег в карманах россиян с каждым годом становится все меньше и меньше, налоговая нагрузка на бизнес растёт, административные барьеры превращаются в монолитные, плюс геополитика со скачками валютных курсов — всё это не идёт на пользу предприятиям с коротким циклом оборота средств и ограниченными капитальными возможностями.
Впрочем, эксперты отмечают и такую вероятную причину — часть предприятий, которые числятся «почившими в бозе» с точки зрения налоговой службы, просто перешли в теневой сегмент, используют схемы дробления бизнеса и ухода от налогов (вплоть до игры в «самозанятых»).