Исключение легковых автомобилей из программы льготного лизинга не окажет существенного влияния на бизнес «лизингов» из сегмента ВДО.
Минпромторг России исключил легковые автомобили из программы льготного автолизинга. Теперь в ней участвуют только отечественные тягачи, электрокары и общественный транспорт.
«На нынешний день в программе участвуют все электромобили российских производителей, высокоавтоматизированные транспортные средства (беспилотные автомобили), седельные тягачи российского производства и все категории общественного транспорта. Таким образом, и «Газель Некст», и «Соллерс Атлант», используемые для пассажирских перевозок, в настоящее время могут реализовываться со скидкой, субсидируемой за счет средств федерального бюджета», — сообщили в ведомстве.
В министерстве отметили, что «поддержка продаж легковых автомобилей осуществляется в основном в рамках программы льготного автокредитования», поскольку покупатели — физические лица. В Минпромторге заявили, что будут отслеживать ситуацию на рынке и при необходимости вносить изменения в программу льготного автолизинга.
Опрошенные Boomin лизинговые компании — эмитенты высокодоходных облигаций — не ожидают потерь для своего бизнеса от решения властей. «Лизинг легковых авто для нас не приоритетный, скорее побочный продукт. В портфеле он занимает около 3%. Поэтому на нашем бизнесе новое ограничение никак не скажется, — говорит генеральный директор «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев. «Мы специализируемся на лизинге оборудования для МСП. Автомобили в портфеле компании присутствуют, но находятся в пределах 1%, а по программе льготного автолизинга и того меньше», — отмечают в свою очередь в «Аренза-Про».
Аналогичная ситуация и у «Директ Лизинга». «В последние годы наш фокус сместился в сторону клиентов-производственников, и финансирование легкового транспорта существенно сократилось. Мы предоставляем легковые автомобили в основном нашим постоянным клиентам, благодаря чему смогли минимизировать потенциальные негативные последствия этих изменений» — рассказал генеральный директор компании Виктор Бочков.
По оценке участников рынка, в группе риска — компании, которые своим приоритетным продуктом сделали лизинг «легковушек». Прежде всего, речь идет о крупных федеральных игроках, таких как ЛК «Европлан» и «Газпромбанк лизинг». «И хотя потери [таких компаний] могут быть значительными, я не считаю, что они будут критическими. Расстановка сил на рынке, вероятно, не претерпит значительных изменений, поскольку специализированные компании имеют разработанные программы лизинга. Сотрудничество с дилерами, дистрибьютерами и страховыми компаниями обеспечивает им преимущества даже без государственных субсидий», — считает Виктор Бочков. Тем не менее, он не исключает, что отказ от льготного автолизинга может побудить бизнес «начать исследовать новые рыночные возможности и адаптироваться к меняющимся условиям».