Эксперты объясняют тренд влиянием сразу нескольких факторов.
Микрофинансовая компания «Лайм-Займ» отмечает рост доли досрочных погашений в сегменте PDL-займов (пер. «до зарплаты»).
«Доля займов, которые закрываются досрочно с первого по третий день с момента взятия, в I квартале составила 15,3% из всего количества оформленных в этот период займов. Во II квартале она сократилась на 0,3 п. п. в связи с реакцией заемщиков на нестабильную экономическую ситуацию. В III квартале наметился обратный тренд, и доля закрытых досрочно займов увеличилась, составив в августе 17,4%. Если же анализировать закрытие займов, которые оформлялись на срок до десяти дней, то около 45% в 2022 г. выплачивались в первую неделю», — рассказал Boomin product-аналитик МФК «Лайм-Займ» Валерий Гораш.
Как правило, клиенты МФО прибегают к PDL-займам в тех случаях, когда им срочно нужны финансы для решения неотложной проблемы за несколько дней до поступления денежных средств на счет. При этом возврат предполагается с ближайшего поступления денег.
Тренд на досрочные погашения в МФК «Лайм-Займ» объясняют нескольким факторами. Во-первых, ростом доли займов на срок до 10-15 дней. Во-вторых, досрочное погашение PDL-займов позволяет сэкономить на объеме начисляемых процентов, то есть сократить переплату. В-третьих, ряд клиентов считают, что досрочное погашение повышает шансы того, что при оформлении последующего займа им будет доступен больший лимит.
«Возможность закрытия займа в первые 14 дней предусмотрена законом как безусловная обязанность кредитора. Поэтому часть клиентов также стремятся успеть закрыть заем в двухнедельный интервал, чтобы избежать излишней бюрократии, которая, по их мнению, может возникнуть после истечения этого периода», — пояснил product-аналитик «Лайм-Займа».
По его словам, тренд на увеличение доли досрочных погашений для компании не приносит очевидной коммерческой выгоды. Тем не менее, он отметил, что среди тех, кто досрочно закрывает заем в компании, существенная доля обращается к услугам компании вновь.
«Выбирая между возможностью начислить дополнительные проценты или получить более лояльного клиента, мы выбрали второе», — отмечает Валерий Гораш.