Банк России утвердил требования к брокерам и управляющим, содержащиеся в базовых стандартах защиты прав и интересов получателей финансовых услуг. Профессионалы рынка ценных бумаг с 1 декабря 2019 года будут обязаны детально информировать клиентов о рисках, связанных с инвестициями.
Базовый стандарт был утвержден в январе этого года и вступил в силу в июне. В его разработке принимали участие члены саморегулируемой организации брокеров, и его исполнение является обязательным для профессиональных участников финансовых рынков. Это же касается деятельности агентов, привлекаемых брокерами или управляющими.
Новые требования гласят: брокеры и управляющие должны разместить в офисах, на интернет-сайте, в личном кабинете клиента и мобильном приложении информацию о лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, о членстве в саморегулируемой организации, об оказываемых финансовых услугах и порядке их получения. А также сформулировать и опубликовать декларацию о рисках, связанных с совершением операций на рынке ценных бумаг.
ЦБ особенно акцентирует внимание на информировании потребителя «в случае заключения сделок с использованием программ автоследования, а также приобретения паев паевых инвестиционных фондов и производных финансовых инструментов».
Новый регламент затронул и тему претензий и обращений клиентов: управляющий или брокер теперь обязан ответить в течени 30 календарных дней.
Профессионалы спокойно восприняли новеллы Банка России. Вот как прокомментировал ситуацию Алексей Антипин, директор инвестиционно-финансовой компании «Юнисервис Капитал»:
Базовый стандарт был утвержден в январе этого года и вступил в силу в июне. В его разработке принимали участие члены саморегулируемой организации брокеров, и его исполнение является обязательным для профессиональных участников финансовых рынков. Это же касается деятельности агентов, привлекаемых брокерами или управляющими.
Новые требования гласят: брокеры и управляющие должны разместить в офисах, на интернет-сайте, в личном кабинете клиента и мобильном приложении информацию о лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, о членстве в саморегулируемой организации, об оказываемых финансовых услугах и порядке их получения. А также сформулировать и опубликовать декларацию о рисках, связанных с совершением операций на рынке ценных бумаг.
ЦБ особенно акцентирует внимание на информировании потребителя «в случае заключения сделок с использованием программ автоследования, а также приобретения паев паевых инвестиционных фондов и производных финансовых инструментов».
Новый регламент затронул и тему претензий и обращений клиентов: управляющий или брокер теперь обязан ответить в течени 30 календарных дней.
Профессионалы спокойно восприняли новеллы Банка России. Вот как прокомментировал ситуацию Алексей Антипин, директор инвестиционно-финансовой компании «Юнисервис Капитал»:
Это очередной этап постепенного реформирования отрасли, которое происходит последние несколько лет и, в конечном счете, затрагивает всех участников рынка. В данном случае, изменения затрагивают брокеров и управляющих с лицензиями, к числу которых наша компания не относится, поэтому мы можем комментировать ситуацию только со стороны.
Появление дополнительного контроля в форме саморегулируемой организации — не новое решение, которое встречается и в других отраслях, например, строительной — вполне закономерно. Объективно ЦБ не справлялся с функциями контроля и чаще всего мог только наказывать по факту нарушений, а не предупреждать их. В результате от действий недобросовестных брокеров уже пострадало большое количество частных инвесторов.
Чаще всего, такие брокеры предлагали своим клиентам рисковые структурные продукты под видом безрисковых (вероятность получения дохода была изначально близкой к нулю, фактически брокеры пользовались средствами инвесторов бесплатно). Или допускали манипуляции с подписчиками автоследования (когда управляющие вначале совершали сделку потом давали сигнал и с гарантированной прибылью закрывали позицию).
Теперь появился независимый контролёр и, в теории, грубые нарушения могут пресекаться. Совершенно логичным нам кажется и обязанность брокера информировать (везде и всегда) своих клиентов о риске, напоминать о нём. В целом, все последние поправки и изменения от регулятора направлены на повышение привлекательности инвестиционного рынка в глазах частных инвесторов и это вполне верное направление. Как это в итоге отразится на рынке — покажет время.
Появление дополнительного контроля в форме саморегулируемой организации — не новое решение, которое встречается и в других отраслях, например, строительной — вполне закономерно. Объективно ЦБ не справлялся с функциями контроля и чаще всего мог только наказывать по факту нарушений, а не предупреждать их. В результате от действий недобросовестных брокеров уже пострадало большое количество частных инвесторов.
Чаще всего, такие брокеры предлагали своим клиентам рисковые структурные продукты под видом безрисковых (вероятность получения дохода была изначально близкой к нулю, фактически брокеры пользовались средствами инвесторов бесплатно). Или допускали манипуляции с подписчиками автоследования (когда управляющие вначале совершали сделку потом давали сигнал и с гарантированной прибылью закрывали позицию).
Теперь появился независимый контролёр и, в теории, грубые нарушения могут пресекаться. Совершенно логичным нам кажется и обязанность брокера информировать (везде и всегда) своих клиентов о риске, напоминать о нём. В целом, все последние поправки и изменения от регулятора направлены на повышение привлекательности инвестиционного рынка в глазах частных инвесторов и это вполне верное направление. Как это в итоге отразится на рынке — покажет время.
21 декабря 2018 г.