Компании, получившие с этого года право выпускать бессрочные корпоративные облигации, пока не стремятся это делать. Такие выводы в конце минувшей недели озвучили в Банке России. Впрочем, было бы странно ожидать быстрого разворота к новому инструменту: эмитировать такие ценные бумаги могут далеко не все.
Таких компаний в российском бизнесе, конечно, не одна и не две, однако, как правило, это представители крупного сектора, которые и так не имеют проблем с заимствованиями. Из опрошенных «Ведомостями» только РЖД проявил интерес к бессрочным облигациям. «Газпрому» они не нужны, «Норникель» еще даже не изучал такую возможность. НЛМК пока анализирует, но отмечает, что особой нужды в «вечных облигациях» не испытывает.
Еще один стоп-фактор — это практически единогласное решение акционеров — количество голосов «за» такой выпуск должно быть не менее 95%. Для компаний, чьи акции торгуются на бирже, а также остальные с большим количеством держателей акций, собрать кворум — практически невыполнимая миссия.
Как отмечает издание, компания—эмитент вечных облигаций не обязана выплачивать по ним купон или погашать их, а также может не учитывать их в долге, а записывать в активы. Чтобы сделать их привлекательными, по ним устанавливается колл-опцион. Приобретать и оперировать такой бумагой может только квалифицированный инвестор.
Эксперты отмечают, что хотя бессрочные облигации имеют ряд плюсов и для эмитента, и для инвестора (они выгоднее обычных облигаций первого эшелона), их время на рынке еще не пришло. Сейчас ситуация благоприятствует размещению традиционных облигаций, наращивает кредитование корпоративного сектора и банковская сторона. К тому же, на формирование финансовых моделей с новым инструментом уйдет как минимум несколько месяцев, а то и лет — крупный бизнес редко реагирует быстрее. Подготовка к эмиссии тоже дело нескорое. Поэтому неудивительно, что за первый квартал ЦБ не получил ни одной подобной заявки. Но то, что теперь такая возможность есть — уже хорошо, сходятся аналитики.
Право выпускать и размещать среди инвесторов облигации без лимитов на срок обращения до конца декабря 2018 года могли только банки. Поправки в закон, принятые в конце прошлого года, расширяют список эмитентов: теперь в нём оказались компании, имеющие самый высокий рейтинг по национальной шкале, проработавшие не менее пяти лет и не допустившие за это время ни одного дефолта по долговым обязательствам.Таких компаний в российском бизнесе, конечно, не одна и не две, однако, как правило, это представители крупного сектора, которые и так не имеют проблем с заимствованиями. Из опрошенных «Ведомостями» только РЖД проявил интерес к бессрочным облигациям. «Газпрому» они не нужны, «Норникель» еще даже не изучал такую возможность. НЛМК пока анализирует, но отмечает, что особой нужды в «вечных облигациях» не испытывает.
Еще один стоп-фактор — это практически единогласное решение акционеров — количество голосов «за» такой выпуск должно быть не менее 95%. Для компаний, чьи акции торгуются на бирже, а также остальные с большим количеством держателей акций, собрать кворум — практически невыполнимая миссия.
Как отмечает издание, компания—эмитент вечных облигаций не обязана выплачивать по ним купон или погашать их, а также может не учитывать их в долге, а записывать в активы. Чтобы сделать их привлекательными, по ним устанавливается колл-опцион. Приобретать и оперировать такой бумагой может только квалифицированный инвестор.
Эксперты отмечают, что хотя бессрочные облигации имеют ряд плюсов и для эмитента, и для инвестора (они выгоднее обычных облигаций первого эшелона), их время на рынке еще не пришло. Сейчас ситуация благоприятствует размещению традиционных облигаций, наращивает кредитование корпоративного сектора и банковская сторона. К тому же, на формирование финансовых моделей с новым инструментом уйдет как минимум несколько месяцев, а то и лет — крупный бизнес редко реагирует быстрее. Подготовка к эмиссии тоже дело нескорое. Поэтому неудивительно, что за первый квартал ЦБ не получил ни одной подобной заявки. Но то, что теперь такая возможность есть — уже хорошо, сходятся аналитики.
8 апреля 2019 г.